Просмотров 51
В связи с этим возникает необходимость исследования еще одной важной грани интегративного взаимодействия науки и искусства – моральных ценностей человека, норм его социальной жизни. Понимание сущности ценностей, емкое содержание этого понятия всегда являлось и является средоточием дискуссий, возникновение которых объясняется, во-первых, их многомерностью, во-вторых, доминированием субъектного начала в качестве исходных представлений о ценности как таковой. Действительно, ценностью является как уход от традиционного понимания тех или иных норм (в случае, когда этот уход от традиции является результатом ее глубокого осмысления и представляет собой переход в новое качественное состояние), так и следование сложившейся традиции, ее продолжение в соответствии с принятыми стандартами. Очевидно, что ценность содержит в себе различные, противоречивые и, казалось бы, принципиально несовместимые друг с другом ее понимания. Вместе с тем ценностная система не только соединяет эти несовместимости, она развивается и трансформируется благодаря им. В интеграционном пространстве взаимодействия наука и искусство объединены единой ценностной шкалой: наблюдением и эмпирическим отбором информации; творчеством, предполагающим инновации, направленные на совершенствование открытого, созданного ранее; универсальным характером научного открытия и художественного произведения.
Еще совсем недавно задача ценностных ориентаций полностью возлагалась на искусство, одной из функций которого всегда являлось воспитание человека как высокодуховного, социально ответственного члена общества. Современное научное знание касается важнейших вопросов жизнедеятельности человека: рост экологических, биотехнологических, нейроинформационных направлений науки вызывает появление вопросов и проблем, связанных с внедрением в жизнь их открытий и реализацией результатов таких новаций. Все это приводит к необходимости дальнейшего развития, уточнения, совершенствования ценностных, морально-этических норм и эстетической культуры социума. Сегодня, как, возможно, никогда ранее, академические ценности (стремление к истине, новизне научного знания, академическая честность и пр.) требуют четкой коррекции сообразно общечеловеческим, гуманистическим ценностям. Современный человек не признает себя в качестве пассивного материала научных исследований, ему присуща высокая самооценка как творца собственной жизни, способного не только построить ее сообразно своему пониманию, но и оказывать активное влияние на жизнь окружающего мира. Проводимые в рамках научных исследований эвтаназия, пересадка органов, клонирование, искусственное оплодотворение, воздействие на человеческую психику требуют от науки осмысления морально-этических основ данных направлений ее развития, актуализируют ответственность ученых за новые научные открытия и достижения. По отношению к окружающему миру человек проявляет себя на эмпирическом уровне как остро чувствующий, переживающий все события, с ним происходящие, и эта его эмоциональная сопричастность миру делает проблему эстетических, этических, ценностных норм в научном познании неизменно злободневной. «Чтобы ваш труд мог способствовать росту человеческих благ, вы должны разбираться не только в прикладной науке. Забота о самом человеке и его судьбе должна быть в центре внимания при разработке всех технических усовершенствований. Чтобы творения нашего разума были благословлением, а не бичом для человечества, мы не должны упускать из виду великие нерешенные проблемы организации труда и распределения благ. Никогда не забывайте об этом за своими схемами и уравнениями», – пишет А. Эйнштейн [14, с. 152].
В интегративном взаимодействии науки и искусства существует еще один немаловажный аспект их культурной целостности, взаимосвязи и взаимозависимости. Речь идет о роли творческого воображения в научном открытии и создании произведения искусства. Казалось бы, воображение всецело принадлежит сфере искусства, поскольку является одним из исходных моментов в процессе создания художественного произведения. Однако дерзновение воображения присуще и науке, более того, без наличия воображения никакое научное открытие невозможно. Воображение ученого – это его теоретическая свобода, увлеченность предметом исследования, открытость самым смелым фантазиям об изучаемом явлении. Науку и искусство объединяет образное отражение реальности, и эта способность ученого к творческому воображению является такой же важной в научном исследовании, как и логические умозаключения, теоретические понятия и конструкты. Л. И. Новикова в своих работах отмечает, что воображению свойственны некоторые актуальные функции, недоступные логическому познанию, оно служит переходом от непосредственного восприятия к интуиции и от интуиции к логическому мышлению [9]. Очевидно, что как наука, так и искусство в практике познания мира не могут обойтись без воображения, образного начала. «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции. Строго говоря, воображение – это реальный фактор в научном исследовании» [15, с. 142]. В современном мире воображение ученых и художников привело к многочисленным экспериментам в различных сферах, в частности, экспериментам с виртуальной реальностью, которые вызвали к жизни появление как новых философских, научных концепций, так и новых направлений в развитии искусства.
29 Дек 2023 в 09:03. В рубриках: Эстетика. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.