Просмотров 51

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, мы приходим к следующим выводам. Современный уровень гносеологии предполагает взаимодействие науки и искусства как важных составляющих культуры в противовес утверждениям о несовместимости этих форм познания мира человеком. Значимость синергии науки и искусства состоит в том, что это соединение рационального и иррационального является катализатором инноваций в разнообразных сферах человеческой жизни и может стать импульсом в решении целого ряда возникающих задач. Являя собой важнейшие составляющие единого духовного пространства культуры, наука и искусство оказывают влияние на формирование творческого понимания человеком мира и взаимодействия с ним. На наш взгляд, такой вектор развития современного мира и человека является весьма перспективным, поскольку содержит в себе потенциал более глубокого понимания и раскрытия алгоритмов развития человеческой культуры.

Современные условия жизни человека убедительно свидетельствуют о том, что интеграционное пространство взаимодействия науки и искусства будет развиваться и оказывать влияние на дальнейшее формирование картины мира. Мы не можем отрицать существования пока еще недостаточно изученных точек пересечения науки и искусства, которые содержат мощный потенциал познания человеком мира и способны вызвать к жизни множественные инновации и даже возможный пересмотр некоторых классических научных постулатов. Интеграционное пространство взаимодействия науки и искусства является максимально вариативным, содержит в себе множественные потенции возникающих новых явлений, поэтому исследовательский интерес к нему всегда будет актуальным, представляя ученому сообществу разнообразные грани пересечений науки и искусства как феноменов человеческой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Жак Адамар ; перевод с французского М. А. Шаталова, О. П. Шаталовой ; под редакцией И. Б. Погребысского. – Москва : МЦИМО, 2001. – 128 с. – Библиогр. в подстроч. примеч. – Имен. указ.: с. 126–127. – 1000 экз. – ISBN 5-900916-85-5. – Текст : непосредственный.
  2. Басырова, Д. Р. Наука и искусство: основания интеграции / Д. Р. Басырова. – Текст : электронный // Наука о человеке : гуманитарные исследования. – 2010. – № 1 (5). – С. 245–249. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-iskusstvo-osnovaniya integratsii?ysclid=lpi1qdsv6t969438039 (дата обращения: 18.12.2023).
  3. Бердяев, Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. – Москва : Книга, 1991. – 446 с. : 21 см. – Указ. имен: с. 433–444. – 195 000 экз. – ISBN 5-212-00417-9. – Текст : непосредственный.
  4. Васильева, Е. Н. Взаимодействие современного искусства и науки / Е. Н. Васильева. – DOI 10.34670/AR.2020.71.59.021. – Текст : электронный // Культура и цивилизация. – 2020. – Т. 10, № 2А. – С. 177–184. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 183–184 (24 назв.). – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2020-2/20-vasileva.pdf (дата обращения: 18.12.2023).
  5. Ерохин, С. В. Термин «научное искусство» в художественном и научном дискурсах / С. В. Ерохин. – Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – Т. 2, № 4 (43). – С. 136–141. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 141 (17 назв.).
  6. Копнин, П. В. Гносеологические и логические основы науки / П. В. Копнин. – Москва : Мысль, 1974. – 568 с. – Библиогр. в подстроч. примеч. – Имен. указ.: с. 560–563. – 10 000 экз. – Текст : непосредственный.
  7. Кузьмина, Ю. Ю. Гедонистический аспект проблемы интеграции науки и искусства / Ю. Ю. Кузьмина. – Текст : электронный // Третьи Лойфмановские чтения. Образы науки в культуре на рубеже тысячелетий : материалы Всероссийской научной конференции (Екатеринбург, 17–18 декабря 2007 г.). – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2007. – С. 223–229. – URL: https://ya.ru/search/?clid=46144&%D0%B5&l10n=uk&lr=193&redircnt=1701158288.1 (дата обращения: 15.12.2023).
  8. Мартин, Р. Наука, искусство и интегративное мышление : реферат статьи / Р. Мартин, Дж. Риел // OBS (Открытая школа бизнеса) : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2011. – URL: https://www.obs.ru/article/science_art_and_integrative_thinking/?ysclid=lpi80o8v7z
    213455415
  9. Новикова, Л. И. Эстетика и техника : альтернатива или интеграция? : Эстетическая деятельность в системе общественной практики / Л. И. Новикова. – Москва : Политиздат, 1976. – 287 с. ; 16 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 60 000 экз. – Текст : непосредственный.
  10. Уилсон, С. Искусство и наука как культурные действия / Стивен Уилсон ; [перевод с английского А. Матвеевой]. – Текст : электронный // Агентство «21» : [сайт]. – URL: http://scimuseum.ru/saf/swilson (дата обращения: 15.11.2023).
  11. Фейерабенд, П. Против методологии принуждения / Пол Фейерабенд. – Текст : непосредственный // Избранные труды по методологии науки / Пол Фейерабенд; перевод с английского и немецкого А. Л. Никифорова ; общая редакция и вступительная статья И.С. Нарского. – Москва : Прогресс, 1986. – С. 184–185.
  12. Философский энциклопедический словарь / редколлегия: С. С. Аверинцев [и др.]. – [2-е изд.]. – Москва : Советская энциклопедия, 1989. – 814,[1] с.; 27 см. – Имен.указ.: с. 797–810. – ISBN 5-85270-030-4. – Текст : непосредственный.
  13. Фоминых, А. М. Человек. Творчество. Техносфера / А. М. Фоминых. – Текст : электронный // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. – URL: https://infourok.ru/fominih-am-chelovek-tvorchestvo-tehnosfera-3707141.html (дата обращения: 15.11.2023).
  14. Эйнштейн, А. Наука и счастье / А. Эйнштейн. – Текст : непосредственный // Собрание научных трудов. В 4 томах. Том 4 / А. Эйнштейн ; под редакцией И. Е. Тамма, Я. А. Смородинского, Б. Г. Кузнецова. – Москва : Наука, 1967. – С. 151.
  15. Эйнштейн, А. О науке / Альберт Эйнштейн. – Текст : непосредственный // Собрание научных трудов. В 4 томах. Том 4 / А. Эйнштейн ; под редакцией И. Е. Тамма, Я. А. Смородинского, Б. Г. Кузнецова. – Москва : Наука, 1967. – С. 143–145.

Москалюк В. М. Наука и искусство: пространство интеграционного взаимодействия

В современных условиях развития человеческого знания наука и искусство открывают все больше точек и уровней пересечения. Сегодня художниками в создании произведения искусства широко используются научные методы, позволяющие открыть нетрадиционные подходы к воплощению идеи художественного произведения; ученые адаптируют художественные методы применительно к решению научных задач. Эти процессы убедительно свидетельствуют о происходящем синтезе научного и художественного познания. Результатом интеграционного взаимодействия науки и искусства является обогащение потенциальных возможностей их дальнейшего развития как феноменов человеческой культуры. Центральной идеей статьи является утверждение, что наука и искусство, несмотря на различие методов познания, представляют собой целостный творческий процесс освоения человеком мира.

Ключевые слова: наука, искусство, культура, познание, интеграционное взаимодействие.

 Moskaluk V. M. Science and Art: Space of Integrational Interaction

In modern conditions of the development of human knowledge, science and art are opening up more and more points and levels of intersection. Nowadays, artists widely use scientific methods in creating a work of art, allowing them to discover unconventional approaches to realizing the idea of a work of art; scientists adapt artistic methods to solve scientific problems. These processes convincingly indicate the ongoing synthesis of scientific and artistic knowledge. The result of the integrational interaction between science and art is the enrichment of the potential possibilities for their further development as a phenomena of human culture. The central idea of the article is the assertion that science and art, despite the difference in methods of cognition, represent a holistic creative process of human exploration of the world.

Key words: science, art, culture, cognition, integrational interaction.

29 Дек 2023 в 09:03. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв