Просмотров 143

Проблема возможностей внутренней природы человека в ее тенденции к перевоплощению общезначима для любого художника, который реализует себя в избранном виде искусства.

Творческая деятельность оперного персонажа, в силу принадлежности произведения к театральному жанру, могла быть исследована лишь в условиях многоаспектного внимания к ней.

На протяжении столетнего периода разновременных и разножанровых обращений к означенной проблеме сомкнулись наблюдения ученого, откровения певца-актера, композитора, режиссера и опыт психолога, выводы искусствоведа и мысли философа. Благодаря этому дана полная картина причин, процессов, приемов, которые обеспечивают обретение исполнителем состояния перевоплощения с учетом особенностей его психофизической природы.

Исполнителю предложен целый ряд объективных знаний и навыков для работы с собственной психикой – одновременно материалом и инструментом творчества. Это позволит певцу-актеру осознанно, последовательно и целенаправленно использовать свой профессиональный инструментарий в работе над оперной ролью, особенно в образно-смысловом интонировании.

Таким образом, важнейшим результатом исследования проблемы перевоплощения является то, что признаки трансцендентальной сценической реальности соотносятся с сознанием персонажа. Только при осуществлении вокально-сценического перевоплощения возникает психически однородная система.

Перед исполнителем открыта возможность отнестись к персонажу как реально существующей личности, уникальной целостной системе, со всеми присущими ей свойствами и характеристиками.

Интонационное перевоплощение певца-актера зависит от воздействия на его сознание внутренних и внешних факторов, сообщающих вокальной интонации ту или иную модальность. Интонируются эмоция, отношение, состояние, оценка, смысл и другие модули персонального сознания. Именно «внутренний человек» подводит психофизический аппарат исполнителя к непосредственному переживанию, к сиюминутным движениям, игре тембров, театральности вокальной речи.

Сущность художественного творчества заключена в расширении духовной личности человека. В контексте решения проблемы перевоплощения выявлена существенная закономерность – расширение личностного сознания исполнителя за счет новых персональных содержаний. Без готовности к профессиональной деформации собственной личности с помощью творческого присвоения роли не может возникнуть высокий потенциал следующего движения. Перевоплощение в другую личность нашло достойное отражение в соответствующей ее природе сценической экзистенции певца-актера.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агин, М. О произношении в пении / М. О. Агин. – СПб. : РАМ им. Гнесиных, 2004. – 590 с.
  2. Носов, Н. Виртуальная психология / Н. Носов. – М. : Аграф, 2000. – 432 с.
  3. Попов, А. Д. Проблема образа в сценическом творчестве / А. Д. Попов // Материалы занятий творческой лаборатории – 1959 : сборник. – Вып. 1. – М. : ВТО, 1959. – С. 27–29.
  4. Покровский, Б. А. Шаляпин сегодня / Б. А. Покровский // Катарсис : сборник / ред.-сост. И. Силантьева. – М. : Сфера, 1994. – С. 22–24.
  5. Фельзенштейн, В. О. О музыкальном театре / В. О. Фельзенштейн. – М. : Радуга, 1984. – 128 с.
  6. Энгельмейер, П. К. Эврология, или Всеобщая теория творчества / П. К. Энгельмейер // Вопросы теории и психологии творчества : сборник / под ред. Б. А. Лезина. – Харьков : Б. и., 1914. – Вып. 5. – С. 131–132.
  7. Якобсон, П. М. Психология сценических чувств актера / П. М. Якобсон. – М. : Гослитиздат, 1936. – 216 с.
09 Дек 2019 в 10:33. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв