Просмотров 202

Анализ художественного текста, каковым предстает образ сознания персонажа, организует работу с нотным текстом. Благодаря этому формируется задача исполнителя: «исчерпывающе понять личность персонажа, анализируя музыкально-поэтический язык ее самовыражения; в связи с этим артист следует приему герменевтики в ее древнем назначении – способа толкования многозначных символов. Поскольку нет более многозначного символа, чем личность, певец-актер интерпретирует содержание персонажа как личности» [3, с. 27].

На современном театроведческом языке герменевтика означает метод интеграции текста или представления, состоящий в том, чтобы передать какой-либо их смысл с учетом позиции высказывания и оценки исполнителя. Согласно современной концепции нет конечного смысла произведения и спектакля, есть относительная свобода интерпретации. На протяжении произведения личность персонажа приобретает серию конкретизаций, хотя музыкальный материал, в отличие от драматургического, диктует свои ограничения.

Герменевтический подход к тексту – сознанию персонажа позволяет через особенности стиля, речи, построение фразы и всего произведения в целом постичь его как выражение автором индивидуальности героя. Особенно это важно при работе над партитурой, клавиром, чтобы проникнуть в композиторский, драматургический, поэтический замысел и дать возможность исполнителю воспроизвести творческое действо художественного произведения, а значит, осуществить перевоплощение.

Создание сценического образа исполнителям предлагает обретение им яркого персонального характера, а это в свою очередь означает отход от оперного штампа к характерности.

Характерность рождается от особенностей персонального мышления, которая выражает себя через вокальную интонацию. Определив цели и мотивы поведения, которые присущи персонажу, исполнитель тем самым становится и руководителем его поведения, которое может предсказать его реакции на те или иные жизненные обстоятельства, исполнить его возможные действия, – то есть создать сценическую форму характера, найти точные детали при объективизации психологии персонажа. Это является одной из важнейших исполнительских задач, так как о персонаже зритель судит по различным физическим, психологическим и поведенческим признакам: речи, действиям, манерам поведения, гриму, жестам и мимике.

Лучшим образом о личности персонажа говорит его речь, в том числе и вокальная. Каким смыслом наполняются слова и выражения, какой интонацией передается оттенок мысли и чувства – все это говорит о личностных особенностях героя произведения, скрытых движениях души. Большим пластом «несказанной внутренней речи видится музыкальный контекст, в котором развивается сознание персонажа. Особое внимание уделяется работе над сказанным словом и интонацией» [1, с. 12].

09 Дек 2019 в 10:33. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв