Просмотров 49

В классе принято петь произведения на языке оригинала, поэтому мы заставляем обращаться за помощью к преподавателям иностранных языков для совершенствования произношения.

При исполнении произведений оперного репертуара стараемся добиваться более крупной дикции. Это связано с более крупным оформлением звука, с большим открыванием рта, со стремлением вывести звук и слово через оркестр. При работе над камерными произведениями требуем дикцию и артикуляцию менее крупную, но при этом необходима большая выразительность каждого слова.

Певец гораздо выразительнее и интереснее, если хорошо подает текст. Плохая дикция певца раздражает слух. Слова, слитые с музыкой воедино, могут сильнее воздействовать на слушателя, чем одна лишь музыка.

Правильное формирование гласных и согласных, развитие артикуляционного аппарата, с одной стороны, организует работу всего голосового аппарата, способствует звуковедению, с другой – придает слову остроту, четкость и выразительность.

Артикуляционные органы имеют особое значение в вокальной педагогике. Это наиболее подвижная подчиненная нашей воле часть голосового аппарата.

Вялая работа артикуляционных органов, так же как их перенапряжение, сказывается на работе всего голосового аппарата. Воздействуя в нужном направлении на полностью подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат. Добиваясь свободной, активной работы этих органов, мы через них можем формировать правильно функцию всех других органов голосообразования.

Необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть важность проблемы певческой дикции: от ясности и легкости произношения слова зависит не только смысл вокального произведения, его содержание, но и качество певческого звукообразования.

Всегда следует помнить, что, как бы ни было ценно слово в романсе или арии, в первую очередь при оценке общего настроения необходимо исходить из музыки. Именно об этом в свое время говорил С. Я. Лемешев: когда отсутствует мысль, нет слова и хромает дикция. 

Без художественного образа невозможно существование художественного произведения. Он вдохновляет на художественное исполнение актеров-«интерпретаторов».

Постановка голоса, развитие музыкальности, раскрытие содержания произведения, его интерпретация, поиски средств выразительного пения – вся эта большая многогранная работа педагога со студентом в классе должна завершаться главным: появлением артиста на сцене.

Когда начинающий певец выходит на сцену, он скован волнением, отсутствием самоконтроля, неумением взглянуть на себя со стороны. Часто он выходит некрасивой походкой, сутулится, неуклюже размахивает руками. Он делает ненужные жесты: потирает лицо, поправляет волосы, сжимает руки и т. п. Певец стоит у рояля изогнувшись, облокотившись на рояль, чуть не лежа на нем. Пианист начинает вступление, но певец не оказывает никакого внимания музыке. Стремясь показать свою свободу на сцене, он небрежно разглядывает публику или смотрит в потолок, начинает поправлять галстук, прическу. Он просто ждет, когда же начнется его партия: нужно вступать, и он вступает. Точно так же он ведет себя во время отыгрышей. Его пение может быть даже выразительным, но… впечатление потеряно, нет нужной атмосферы. Всем ясно, он не живет образами музыкального произведения, а «исполняет».

Неумелый певец пристально слушает себя, заранее готовится к трудной ноте – и зритель это видит по напряженному выражению лица. Зритель не только слушает артиста, но и смотрит на него. «Певческая маска» и напряженная поза не позволяют певцу выразить содержание исполняемого произведения мимикой, движением рук [4, с. 125].

09 Апр 2022 в 19:34. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв