Просмотров 54

На первом этапе обучения вырабатывается автоматизм свободного и глубокого вдоха через нос, который сохраняет настрой в дальнейшем и в быстром темпе. Вдох через нос не сушит слизистой оболочки, и при наличии больших пауз или медленного темпа лучше воспользоваться именно таким вдохом. В коротких паузах и в быстрых произведениях вдох берется через нос и рот. Особое внимание обращаем на выдох – нужное распределение дыхания на различные фразы, пассажи, интервалы. Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки.

При пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора). Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора, груди. Вокальные задачи (упражнения, произведения) на этом этапе обучения должны быть простыми, чтобы внимание ученика могло охватить все возникающие перед ним задачи и трудности. Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным.

В основном работа над развитием дыхания ведется на певческом звуке при помощи медленных широких упражнений. Представляется исключительно полезным пение вокализов. Эта переходная ступень от пения упражнений к пению со словами играет большую роль в процессе выработки кантилены. Во время пения упражнений, вокализов нужно следить за плавностью звуковедения, за плавной подачей дыхания на каждом звуке. Особое внимание обращаем на первые звуки упражнений: на первой ноте не должна теряться опора дыхания, первый звук служит основой последующей фразы, его непременно следует фиксировать. Контроль над расходованием дыхания продолжается на протяжении всего периода обучения. По мере укрепления и развития дыхания студент учится его распределять, чтобы при самой большой фразе оставался еще небольшой запас дыхания. Отметим также, что дыхание является важнейшим средством выразительности пения. Piano, филировка, различные приемы усиления и ослабления звучания делаются исключительно регулировкой дыхания. Piano требует меньшего расхода дыхания, чем forte, но опора дыхания должна быть еще в большей степени. Дыхание у начинающих бывает вялым и форсированным. Вялое дыхание – это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох при этом шумный, с перебором дыхания, выдох – с излишним напором. Шум во время вдоха возникает от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки (связки) и от плохого раскрытия (расширения) русла трахеи и бронхов. Шум и некрасив, и вреден для голосовых складок, и вызывает сухость. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание поющего на шуме, сопровождающем вдох. Добиться бесшумного вдоха помогает хороший зевок и глубокое, спокойное дыхание.

В связи с вышесказанным вспомним слова знаменитого итальянского педагога Франческо Ламперти: «Школа пения – это школа дыхания».

Верной представляется позиция педагогов, которые в процессе обучения гармонически развивают одновременно и дыхание, и резонаторы, тренируют гортань. При этом важно одновременно развивать музыкальность, дикцию, умение грамотно произносить фразу, иными словами, весь комплекс навыков необходимых для певца. Следующий ключевой момент – это, конечно, дикция и ее значение в формировании близкого звука и кантилены. Особенности вокальной дикции формируют близкое звучание голоса. Ниже приведены примеры использования умелой комбинации гласных и согласных звуков в вокальных упражнениях, которые способствуют прививанию навыков кантиленного пения.

09 Апр 2022 в 19:34. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв