Просмотров 56

Музыковеды, начиная с А. Кирхера, выявили несколько групп аффектов и используемых для их выражения средств музыкальной выразительности. Так, в трактате «Универсальная музыка» А. Кирхер группирует и описывает восемь аффектов: любовь, страдание, радость, гнев, сострадание, страх, отвага, удивление.

Остановимся вкратце на рассмотрении некоторых комплексов музыкально-выразительных средств, используемых при воплощении аффектов.

Например, для выражения аффекта любви использовался комплекс средств, в числе которых ключевые слова «надежда», «мой кумир», «возлюбленный», «мое сердце», «пламя» (speme – надежда, Tamina adorata – обожаемая душа, Idolo mio – мой кумир, amore – любовь, amoroso, amante – любящий, fedele – верный, саго mio ben – любимый мой, tesoro – сокровище, tesoro mio – сокровище мое, diletto – возлюбленный, mio core – мое сердце, fiamma – пламя (любви), fuoco – огонь (любви), ardore – пылать). Музыкальная ткань насыщалась неустойчивыми интервалами, синкопами, диссонансами; общее движение плавное, мажорный лад, медленный темп, мелодия широкого дыхания с изящными оборотами.

Аффект радости сопровождался словами «радость», «восторг», «наслаждение», «счастливый», «ликование», «победа», «слава» и др. В музыке использование преимущественно консонансов, мажорный лад, стремительный темп, движение мелодии по звукам трезвучия, распевание ключевых слов, героическая тематика.

Аффект гнева, ненависти подчеркивали слова «ярость», «гнев», «месть», «жестокий» (furia – ярость, sdegno – гнев, furor – бешенство, исступление, vendetta – месть, collera – гнев, vendette crudel – жестокая месть, crudelta – жестокость, traditore – предатель). В музыкальной ткани преобладание широких скачков в мелодии с использованием аккордовых звуков, стремительное гаммообразное движение, колоратуры, минорный лад.

Аффект печали сопровождали слова и словосочетания, передающие внутреннее состояние героя: «душа трепещет», «сердце бьется», «тень страха», «плачу». В мелодии плавное и певучее движение. Использование натуральных ладов минорного наклонения (эолийский, фригийский, дорийский). Темп медленный, ходы на увеличенные и уменьшенные интервалы, хроматические гаммообразные пассажи. Большое значение приобретают паузы как фигуры умолчания.

Каждый из данных комплексов требовал соответствующей интонации голоса. Аффекту любви соответствовали нежные интонации, аффекту радости – легкость и возбуждение, аффект жалобы был немного кричащим, страдальческим. Уровень мастерства исполнителя напрямую зависел от умения передать нужную интонацию. Теоретик Г. Зебальд подчеркивал значимость этого умения: «Тон – это аффект пения. Как и душевные аффекты, звуки могут быть либо веселыми, либо серьезными, печальными либо плачущими, так и вокальная мелодия должна быть различимой составной массой впечатлений от ее воспроизведения» [3, с. 36].

В настоящее время исполнение барочной музыки требует основательной профессиональной подготовки, связанной с углубленным изучением средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, агогики), особенностей вокальной артикуляции, расшифровки украшений.

Современные вокалисты сталкиваются с рядом проблем, связанных с особенностями стиля барочной музыки, а также с аутентичностью манеры исполнения, которая требует эластичности и гибкости голосового аппарата, мастерства дыхательной техники, умелого использования техники атаки звука, раскрытия всего спектра тембральных возможностей голоса. Арии старых мастеров служат своеобразной школой вокально-технического мастерства. Обобщая изложенные принципы барочной вокальной мелодики, необходимо отметить, что в целом отношение к музыкальной форме в музыке барокко существенно отличается от привычного нам. Место и роль композитора, в отличие от более поздних музыкальных стилей, достаточно ограничены и регламентированы. Напротив, роль исполнителя, от искусства которого зависит художественная ценность произведения, возрастает. Возможные проблемы, с которыми может столкнуться современный исполнитель барочной музыки, условно можно разделить на две категории. К первой относятся вопросы технического мастерства исполнения. Они продиктованы в первую очередь тем, что музыка данной эпохи создавалась с учетом высочайшего мастерства кастратов, в совершенстве владевших такими приемами, как кантилена, широта дыхания, колоратура, гибкость и эластичность голосового аппарата, обладавших широким спектром тембральных красок, разнообразными типами звуковой атаки.

08 Мар 2023 в 20:43. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв