Просмотров 56

УДК 78.01

Е. В. Ищенко, Л. А. Манасян

На рубеже XVI–XVII веков в мировоззрении эпохи Возрождения произошел перелом, вызванный кризисом общественно-политического и экономического устройства. Это привело к необходимым изменениям в системе мышления. В XVII веке возрастает сила воздействия науки на мировоззрение человека. Великими деятелями науки было совершено множество открытий, которые разрушили представление о Земле как о центре Вселенной. Отправной точкой мышления Нового времени стали идеи английского философа Ф. Бэкона. Английский физик, математик и астроном И. Ньютон в своем труде «Математические начала натуральной философии» сформулировал закон всемирного тяготения и изложил основные законы механики. Немецкий математик и астроном И. Кеплер открыл законы движения планет Солнечной системы. Классик французской литературы и одновременно великий математик Б. Паскаль стал основателем математического анализа, теории вероятностей и основного закона гидростатики. Значительное воздействие на науку своего времени оказали астрономические открытия Г. Галилея.

Однако эти открытия не принесли радости познания, а вызвали чувство собственной беспомощности перед величием и сложностью мироздания, ощущение слабости перед могуществом наук. Это стало причиной формирования неустойчивого миропонимания, трагичности противоречия действительности и шаткости положения в ней человека.

Деятели искусства особенно остро восприняли сложность и неустойчивость Нового времени. Их мировоззрение воплотилось в художественных образах, которые представителями консервативных взглядов воспринимались как странные и причудливые. Так возникло название главного художественного направления в искусстве XVII – начала XVIII века.

Стиль барокко (букв. с ит. – «причудливый», «странный») появился сначала в Риме, а затем распространился по странам Западной Европы. Образам искусства барокко свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию, к сочетанию реальности и иллюзии. На смену простоте и ясности пришли необычные образы. В архитектуре это выразилось отказом от прямых линий, плоскости и симметрии. В скульптуре традиционные материалы получили новое воплощение, приводившее в движение детали одежды и части тела. Примером такой легкости и невесомости служат скульптуры итальянского мастера Л. Бернини, в основе которых мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы». Последняя полностью соответствует исканиям скульпторов той эпохи, создавая впечатление невесомости высеченными из мрамора облаками и словно развевающимися на ветру одеждами персонажей с театрально преувеличенными чувствами.

Целью данной статьи является анализ эстетических и музыкальных принципов эпохи барокко и применение их в современном вокальном исполнительстве.

Наряду с композициями на сюжеты из Библии и Евангелия одним из любимых живописных жанров эпохи барокко становится портрет. Изобилующие большим количеством действующих лиц сюжетные композиции на библейские и евангельские темы соседствуют с портретами реальных людей – одним из любимых живописных жанров эпохи. Самым значительным среди итальянских художников в ту пору был М. Караваджо. В основе его картин религиозные сюжеты, напоминающие реальные эпизоды из современной автору жизни. Персонажи его картин были изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывали их выразительные жесты. Последователями стиля М. Караваджо стали А. Караччи и Г. Рени. Они переняли и отобразили в сюжетах своих полотен яркость в выражении чувств и натуралистичность в показе людей и событий. Преемником стиля М. Караваджо и А. Караччи стал П. Рубенс, объединивший в своих полотнах натуральное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность – лучшие черты школ Севера и Юга. Международного признания добился Ван Дейк – мастер фламандского барокко 1599–1641 гг. Новый стиль П. Рубенса продолжили Ф. Хальс, Рембрандт и Ян Вермеер в Голландии. Последователями стиля М. Караваджо стали Д. Веласкес в Испании и Н. Пуссен во Франции. Писатели в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические сюжеты часто сочетались с аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения, в которых строки стихов создавали рисунок, насыщенный антитезами, параллелизмами, оксюморонами [1, с. 43].

08 Мар 2023 в 20:43. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв