Просмотров 99

Современная философия призвана помочь человеку в его поиске истины, понимании прекрасного, в поисках своего призвания и в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни. Эстетика как философское учение о сущности и формах прекрасного помогает осуществить вышесказанное. Еще А. Ф. Лосев [8] отмечал, что практически каждая область человеческой жизни может стать источником эстетики. Однако на пути развития эстетки как науки стояли разные подходы. Так, например, в 30-х годах ХХ века в России существовала мысль, основанная на постулатах марксисткой теории: «Марксистская эстетика отрицает субъективные и объективные критерии красоты, ибо она… против красоты вообще» [10, с. 45]. Тем не менее находились люди, которые тратили свои силы и жизнь на то, чтобы спасти прекрасные вещи. Это искусствоведы, историки, сотрудники музеев, музыканты. Они спасали, с точки зрения некоторых, бесполезные вещи – ту самую красоту.

Существует несколько взглядов на природу красоты: «1. Красота существует изначально как природное свойство, она существовала всегда. 2. Красота – явление социокультурное. 3. Красота есть отражение в сознании закономерностей определенного качества, или соответствие реальности и идеала» [5, с. 98].

С начала 60-х годов были предприняты попытки осмысления красоты в аксиологическом аспекте, то есть с точки зрения ее эстетической ценности. В 70-х годах появляются святоотеческие труды, рассматривающие красоту божественного совершенства и красоту отношений человека с Богом. Создаются философские труды, в которых авторы также рассуждают о красоте и религиозных истинах. Все эти попытки понимания красоты опирались на эмпирический опыт, который провозглашал следующее: человек, однажды уязвленный красотой, уже не сможет без нее жить. Красота примиряет его с жизнью. Однако дело не только в этом. Переживание человеком прекрасного, постижение красоты – это, скорее, опыт мистический, выводящий человека за пределы самого себя. Он ставит человека лицом к лицу с чем-то непостижимым и великим, но вместе с тем удивительно радостным, желанным и близким.

Необходимо заметить, что отрицание красоты и самих разговоров о ней заставили людей, неравнодушных к прекрасному, искать ответы на интересующие вопросы. Преподобный Макарий Египетский пишет, что человек, которого однажды поразила красота, «связан и упоен ею, погружен и отведен пленником в иной мир» [11, с. 756]. Ничто так не будоражит душу, как внимание к прекрасному. В настоящее время человек уже не всегда и не везде стремится вносить красоту в отношения с другими людьми. Господствующим типом общественного сознания на современном этапе стал индивидуализм, что повлекло за собой исчезновение общезначимых норм вкуса. Теперь каждый человек имеет свои собственные суждения, это повлияло на уровень культуры общества в целом и музыкальной культуры в частности. Общество столкнулось с виртуальной реальностью, которая вытесняет живой жизненный опыт и превращается в некий симулякр собеседника [1, с. 67]. Виртуальное пространство превращает мир в подобие сновидений, где человек оказывается безответственным и жестоким. В то же время он чувствует себя хозяином ситуации: хочу – уничтожу персонаж, хочу – исключу его из общения и т. п. 

Однажды Софроний Сахаров написал: «Я заметил странное явление – люди боятся открыто взглянуть на величие человека. Увидеть Божественный замысел о себе людям кажется «непомерной гордостью». Узнать о себе, что в идее Отца мы прежде создания мира задуманы как совершенство, мне кажется делом совершенно необходимым для того, чтобы жить и действовать должным образом. Я полагаю, что умалять предвечную мысль Творца о человеке – не только ошибка, но действительно великий грех. Из-за того, что люди не видят ни в себе самих, ни в брате своем подлинного и вечного достоинства, они так зверски злы в своих взаимоотношениях и так легко друг друга убивают» [Цит. по: 13, с. 78].

30 Дек 2020 в 10:38. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв