Просмотров 99

Особенно важна и значительна красота благоговейного созерцания славы Божией, молитвенного обращения к Богу и прославления Его путем художественного творчества всех видов. Такова красота святых, мистиков… Лосский утверждал, что красота воспринимается человеком интуитивно и, следовательно, объективно: «Согласно отстаиваемому мною учению… красота заключается не в субъективной стороне восприятия, т. е. в самом предмете, и, так как предмет вступает в сознание каждого познающего существа в подлиннике, этим тождеством предмета восприятия объясняется общеобязательность эстетических суждений и оценок для всех субъектов» [Там же, с. 145]. Субъективные же переживания объективной красоты и ее оценки не имеют самостоятельного значения, они второстепенны [Там же, с. 341]. Таким образом, эстетические суждения основываются на ощущениях, эмоциях, предпочтениях и ценностях. Кроме того, они могут основываться на неосознанном отношении к объекту, воспитании, сознательном выборе или социальных установках.

В Средние века господствовало мнение о божественном происхождении красоты. Фома Аквинский пытался разделить специфику «красоты» и «блага» [2, с. 112]. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что красота содержится в самой природе и человек получает радость от ее восприятия. Иными словами, она является свойством природы. И. Кант продолжает эту мысль, считая, что «красота – это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели» [6, с. 198]. Философ утверждал, что «в первую очередь красота – это не символ нравственного, а символ прекрасного, то есть красота по большому счету является символом самой себя как целостной характеристики мироздания» [Там же, с. 345]. Таким образом, «красота – это восприятие предмета, его внешнего облика, который способен вызвать у человека положительные эмоции» [Там же, с. 211].

Однако здесь мы имеем дело с таким понятием, как вкус. Философ, музыковед В. Ф. Одоевский, рассуждая о красоте, говорил о различии вкусов: «Так, каждый судит о красоте по-своему, но какое основание этого суждения? Каждый приравнивает произведение к своей степени, другими словами, каждый ищет самого себя в произведении; от сего правила – произведения, соответствующие, как говорят, духу публики; от сего происходит удовольствие при взгляде на изображение человека, еще больше при взгляде на свой портрет или людей, ему близких. Сократим это выражение и получим прежде нами сказанное: основание красоты состоит в акте духа, созерцающего самого себя в предмете. Это справедливо и в отношении ко всем другим отраслям духа человеческого: по-видимому, сколько голов – столько истин, столько понятий о добре…» [7, с. 104].

30 Дек 2020 в 10:38. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв