Просмотров 99

Однако возникает вопрос: что происходит с человеческим чувством, которое преобразовалось и вошло в художественное произведение? Для того чтобы сделать вывод, нужно определенное понимание. Здесь на помощь приходит эстетика, которая исследует идейную сущность и формы прекрасного, а также закономерности проявления человеческих чувств. Так, немецкий философ А. Г. Баумгартен заметил: ранее проблема заключалась в том, что никто не хотел соглашаться с тем, что существует определенная закономерность выражения человеческих чувств. «Никто (кроме меня самого) не может понять моих чувств», – утверждал исследователь [Цит. по: 5, с. 68]. Заслуга Баумгартена состояла в том, что он настаивал на существовании повторяющихся человеческих чувств и их характеристик. Действительно, всегда можно найти общие основания для возникновения чувств любви или ненависти. Если бы жизнь существовала только в предметной форме, она была бы лишена смысла, была бы не цельной, а фрагментарной. Однако цельное бытие – бытие как таковое – рождает смысл жизни вообще, и чтобы понять этот смысл, человеку необходимо искусство! Любое художественное произведение способно порождать в человеке желание поиска всех этих смыслов. Но прежде необходимо, чтобы на духовном уровне свершилось какое-либо открытие. Так, например, А. П. Воеводин в своем труде «Эстетическая антропология» говорит о художественном открытии: «Художественное открытие – это познание и воплощение в произведении новых эмоциональных структур (оценок действительности) и соответствующим им новых выразительных возможностей… Художественное произведение содержит свое собственное открытие, образующее индивидуальное своеобразие произведения, его жизненный нерв… Обнаружить художественное открытие – значит найти ключ к наиболее полному пониманию произведения» [4, c. 312].

Попробуем объяснить этот феномен. Любой творец (музыкант, художник, актер) передает реальность сквозь призму личного мировосприятия и миропонимания. Он надеется, что зритель испытает то же самое чувство, которое он сам испытал и выразил в своем творении. Таким образом появляется чувственный образ, воплощаемый особыми художественными средствами. Благодаря многократному повторению он становится узнаваемым, а далее претворяется в особое социальное чувство. Посредством этой образности способны передаваться в сознание личности чувства, вызванные произведением искусства. Они выражаются через материальные компоненты (звук, слово, цвет и др.), которые превращаются в знаки и символы, помещенные в определенную форму. «Символ» – это черепок когда-то разбитого сосуда, предъявив который главе рода, гость мог рассчитывать на радушное отношение хозяев как к «своему» человеку [12, с. 89]. Символ, прежде всего, знак целостности, сопричастности целому. Для того чтобы быть понятым, художник ищет тот эмоциональный ракурс (символ), который обнаруживает его общность с реципиентом, т. е. автор стремится передать не просто эмоцию, а социально значимое чувство.

Искусство влияет на личность именно через чувства, это «врата искусства». Возникает так называемый чувственный образ на основе слияния перцептивной и мысленной абстракций первичных впечатлений, в которых явление обнаруживает себя в человеческой психике. Об этом пишет А. П. Воеводин: «Чувственный образ вещи не является врожденным, естественным образом не задан организму, никогда не является изначально исходным в процессе ознакомления с окружающей средой. Интуитивно переживаемое чувственное выделение присутствия вещи в пространстве есть комплексный результат интеграции многообразных кинестетических движений» [4, с. 37–38].

30 Дек 2020 в 10:38. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв