Просмотров 43

Итак, на пути поиска смысла жизни человек может сознательно формировать сферы своего соприкосновения с прекрасным. Любой человек обладает массой подручных средств, чтобы сделать этот мир прекраснее и тем самым увеличить общее количество красоты в мире. Человек может сделать красивыми окружающих людей и сам стать красивым. Это вопрос творчества. Искусство помогает обосновать (потому что доказать это практически нельзя), что жизнь (бытие) эстетична, и это становится очень важным фактором для тех, кто посвящает свою жизнь служению прекрасному.

Красота – самая удивительная и уникальная из всех метафизических категорий. Например, добро или совесть нельзя осязать буквально, но можно видеть доброе лицо человека, ощущать тепло от доброго поступка. Красота устроена по-другому. Она может быть физической, как, например, телесная красота или красота формы какого-либо предмета. Красоту хочется присвоить, потрогать руками, окружить себя красивыми предметами. Эстетический вкус у ребенка пробуждается раньше, чем чувство справедливости. Он воспринимает красоту предмета и переносит это ощущение на сам предмет. Это значит, что самостоятельно существуют понятия «тело» и «красота тела», «лицо» и «красота лица». Если человека оскорбят или обидят – лицо останется, а красота померкнет, уйдет. Значит, красота есть единственный телесный вещественный аналог метафизически прекрасного. Она есть выражение чувственного фрагмента неосязаемого возвышенного. За каждой красивой вещью человеку открывается прекрасное бытие. Именно поэтому красота так заманчива и способна вызывать томление духа по горнему, прекрасному. Соприкосновение с красотой дает ощущение, что еще не все открылось, не все сказано. В этом случае красота представляет собой классический вариант антиномии: она выразительна, но никогда не выражается до предела. В целом она невыразима. Отсюда и томление по прекрасному, которое невозможно выразить до конца. Однако именно это томление и дает человеку ощущение счастья. А счастливый человек всегда красив.

Почему же тогда в мире столько безобразного? В современном искусстве наблюдаются попытки эстетизации порока, воспевания безобразного и низменного, вызванные нежеланием видеть онтологическую основу красоты, ее метафизические возможности. На самом деле красота призвана воссоединять мир земной с миром горним. Эстетический смысл августиновской теодицеи состоит в том, что «человек лишь потому считает мир безобразным, что видит лишь часть, фрагмент творения, не видит все творение в целом» [12, с. 77]. Настоящий же художник – жрец красоты: без нее искусство непристойно. В красоте искусства проявляется божественный лик Иисуса Христа, а безобразное в искусстве создаётся рукой дьявола [Там же, с. 79].

Итак, красота, гармония, чувство прекрасного деликатно побуждают нас уменьшать дисгармонию этого мира. Красота стимулирует нас на совершение нравственных поступков, на поиск истины и добра. Она уже спасает и всегда спасала мир. Во имя красоты художники в своей музыке не раз умирают и не раз воскресают. Она вызывает в душе человека глубокие чувства, отражая великие движения мирового бытия.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодрийяр, Ж. Призрак толпы / Ж. Бодрийяр, К. Ясперс; пер. с фр. Н. Суслова, пер. с нем. М. Левина. – М.: Алгоритм, 2014. – 302 с.
  2. Бородай, Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским / Т. Ю Бородай // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). – М.: Круг, 2010. – С. 107–121.
  3. Васильева, Т. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля / Т. В. Васильева. – М.: Наука, 1985. – 161 с.
  4. Винкельман, И. И. Избранные произведения и письма / И. И. Винкельман; пер. с нем. А. А. Алявдиной. – М.: Ладомир, Academia, 1996. – 688 с.
  5. Воеводин, А. П. Эстетическая антропология / А. П. Воеводин. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э. А. Дидоренко, 2010. – 368 с.
  6. Гераклит Эфесский. Фрагменты сочинения, известные под название «Музы» или «О природе» / Гераклит Эфесский; пер. с др.-греч. С. Муравьёва. – М.: Художественная литература, 1983. – 374 с.
  7. Иванов, В. Л. «Метафизика» Баумгартена в традиции немецкой школьной философии XVIII в. / В. Л. Иванов // ΕΙΝΑΙ. – 2012. – Т. 1, № 1/2. – С. 108–140.
  8. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант; пер. с нем. А. К. Судакова, В. В. Крыловой. – М.: Республика, 2000. – 431 с.
  9. Лезин, Б. А. Очерки из жизни и литературной деятельности кн. В. Ф. Одоевского / Б. А. Лезин. – Харьков: Тип. и лит. М. Зильберберг и сыновья, 1997. – 152 с.
  10. А. Ф. Лосев: творчество, традиции, интерпретации / под общ. науч. ред. А. А. Тахо-Годи, Е. А. Тахо-Годи; сост. Е. А. Тахо-Годи. – М.: Водолей, 2014. – 448 с.
  11. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 413 с.
  12. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. – 2-е изд. – Т. 42. – М.: Политиздат, 1974. – С. 41–174.
  13. Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I / Макарий Египетский; сост. А. Г. Дунаев. – М.: Индрик, 2002. – 1056 с.
  14. Шатунова, Т. М. Социальный смысл онтологии эстетического (опыт оправдания красотой) / Т. М. Шатунова. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2007. – 132 с.
  15. Эггер, М. Архимандрит Софроний: монах для мира / М. Эггер // Континент: литературный, публицистический и религиозный журнал. – 1994. – № 80. – С. 304–316.

 

 

Черникова С. В. Основные подходы к пониманию красоты в современном культурном пространстве

В статье рассматриваются вопросы, связанные с существованием красоты в культурном пространстве общества, анализируется история философской мысли, в центре которой стоит проблема прекрасного. Автор исследует природу красоты, ее влияние на миропонимание и мироощущение, место и роль красоты в жизни человека и современного общества.

Ключевые слова: красота, прекрасное, безобразное, чувственный образ, художественное открытие, бытие, благо.

 

Chernikova S. V. The Main Approaches to Understanding Beauty in the Modern Cultural Space

The article deals with the beauty of the cultural space of society, analyses the history of philosophical thought, with the beautiful problem at its core. The author explores the nature of beauty, its influence on the world’s understanding and perception, the place and role of beauty in human life and modern society.

Key words:  beauty, beautiful, ugly, sensual image, artistic discovery, being, good.

30 Дек 2020 в 10:38. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв