Просмотров 113
УДК 18:130.2
С. В. Черникова
В современном мире вопросы гармонии, идеала, красоты по-прежнему остаются в кругу теоретически не решенных и обсуждаемых проблем. Необходимыми условиями формирования современного человека являются, прежде всего, богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, выверенный эстетический вкус, а также свобода его социального общения. Развитию всех этих качеств поможет понимание красоты.
Красота – понятие многозначное. Нас интересуют онтологические основания прекрасного, которые требуют философского и культурологического анализа. Идея красоты может рассматриваться двояко: как нечто объективное, существующее в метафизической сфере, и как нечто субъективное, определяющее личностное отношение человека к своей духовной деятельности. Особую актуальность этот вопрос приобретает в кризисные времена, когда происходит девальвация привычных ценностей. Именно сегодня человеку следует задуматься, какими средствами нужно решать проблему отчуждения, черствости, равнодушия и эгоизма.
В жизни человек пытается, как правило, обрести точку опоры в виде закона гармонии, который объясняет целесообразность переживаемых чувств внешних и внутренних состояний. Красота является источником воздействия не только на внутренний мир человека, но и на его сознание.
У немецкого искусствоведа И. Винкельмана существовала идея о том, что у красоты есть три основных уровня: 1) красота формы; 2) красота идеи); 3) красота выражения. Последняя возможна только в том случае, если ей предшествуют две первые. Поэтому красота есть наивысшая форма выражения, именно она является главной задачей искусства [3, с. 134].
Этой идеи придерживался Н. О. Лосский. Он утверждал, что именно красота является главным содержанием искусства. Это одна из абсолютных ценностей. Ученый писал: «Идеал красоты осуществлен там, где действительно осуществлена всеобъемлющая абсолютная ценность совершенной полноты бытия, именно этот идеал реализован в Боге и в Царстве Божием» [9, с. 34]. Лосский такое понимание красоты называл онтологическим. По его мнению, идеал красоты персоналистичен, он находит выражение «в жизни личности, осуществляющей во всей полноте свою индивидуальность» [Там же, c. 95].
30 Дек 2020 в 10:38. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.