Просмотров 133

В опус-музыке второй половины ХХ века можно выделить две базовые тенденции музыкального мышления: 1) гипериндивидуализм, что формирует интеллектуально-математический семиозис, который лежит в основе знаковых структур различных новаторских композиций; 2) космизм, или новая метафизика музыки, формирует эзотерически-символьный семиозис, который обозначает насыщенный мир музыкальной духовности. Семиозисное мышление опус-музыки — это форма континуального музыкального композиторского мышления-конструирования, специфическими особенностями которого являются: 1) интеллектуально-математическое кодирование музыкальных знаков в форме числа; 2) эстетическая логика музыкально-знаковых структур; 3) полипараметровость; 4) многоуровневость; 5) полная и свободная индивидуализация музыкальной композиции; 6) принципиальная открытость смыслов, интерпретируемых и конституируемых в опус-музыке. Таким образом, музыкально-семиозисное мышление в контексте философии музыки можно охарактеризовать как нелинейно-акаузальную и самореферентную форму континуального музыкального мышления-конструирования смыслоформами как знаками современной музыки, которое позволяет структурировать и интерпретировать музыкальные смыслы.

Композиторское мышление второй половины ХХ века является ярким примером реализации современного технического сознания, с помощью знакового конструирования музыкант получает новую возможность в освоении звукового пространства возможность без ограничений составлять и создавать звуковые тембры. В первую очередь необходимо сказать о предельной интеллектуализации музыкального языка и структур музыкального текста. Математические формулы становятся ведущим способом музыкального мышления, расчеты и конструкции, графики и символы становятся основой музыкального формообразования. Математические техники музыкального языка, такие, как новая тональность, новая модальность (например, симметричные лады О. Мессиана), сонорика (как у Д. Лигети), сонористика (у Дж. Кейджа в музыке для одних ударных инструментов), электронная музыка, стохастическая, конкретная музыка, новая пространственная музыка, минимализм —  все это решительно порывает с языком массового человека, с его обыденным «жизненным миром». Как отмечал Ю. Холопов, композитор современного искусства музыки уже не желает общаться с широкой массой слушателей общим языком, отходит от усредненности «слишком человеческого», объективно стремясь к выходу за его пределы, в какое-то сверх-обыденное, туда, где нет ординарности, быта-серости. Он чувствует необходимость быть выше того, что всем понятно, ординарно. По мнению Ю. Холопова, девальвация антропоцентризма осуществляется, как это ни парадоксально, путем гипериндивидуализма, то есть отделения себя от общей массы, возвышения над ней. Композитор стремится создать собственный мир, вплоть до того, что даже звуковые элементы, знаки, он хочет получать индивидуально для каждого произведения (а не вместе со всеми). Вслед за гипериндивидуализмом возникает его противоположность — надиндивидуализм, космизм как закономерный результат отбрасывания «слишком человеческого» [3].

02 Окт 2017 в 13:27. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв