Просмотров 285

В музыкальных произведениях второй половины XX века, несмотря на самостоятельное действие различных основ формы, закономерна многоосновность музыкальной композиции. Многоосновность, полипараметровость, разномасштабность оснований музыкальных форм второй половины XX века показывает то состояние формообразования, когда композиторы исходят из своего индивидуального выбора и изобретения, а не из какого-либо общепринятого учения о музыкальной форме. Возникающие здесь музыкальные формы, идущие от многообразия художественной мысли, служат в то же время воплощению наиболее общего композиционного идеала — эстетического единства музыкального целого, неотъемлемого от природы искусства.

Полипараметровость означает, что действуют не две формообразующие основы музыкального мышления, как в классической форме (тематизм и гармония), а иные основы и качественно большее их число. Еще в музыке первой половины века в качестве ведущих основ стали выступать ритмика и мелодическая линеарность. Во второй половине к ним прибавились фактура, тембр (звук, сонор), «параметр экспрессии», пространственность и другие (регистр, динамика), до 8 – 10 параметров. Новая эстетическая парадигма музыкального мышления не может образовывать традиционные смысловые значения, она выходит из принципиально других смыслов. Таков, среди прочих, принцип «формульной композиции». Самостоятельным параметром у композиторов второй половины XX века, например, стал сам музыкальный звук. В электронной музыке он специально создается по особым, акустическим расчетам. Вообще, эстетические принципы новой музыки лежат в области сонорики, что находится как бы в третьем музыкальном измерении, если считать первым горизонталь-мелодию, вторым — вертикаль-гармонию. Сонорика является глубиной звучания, красочностью ткани, взаимопроникновением линий звуковысотности, ритма, динамики и т. п. Сонорные техники, минимализм и другие направления акцентируют свое внимание на поиски нового звучания, нового восприятия музыкальных тембров, звуков и их производных. На традиционных струнных инструментах применяется игра разными видами пиццикато, на подставке, за подставкой, по деке, в вокальной сфере наряду с обычным пением — хоровой говор, согласные звуки, другие отдельные фонемы речи, выкрики, шепот, свист, смех, кашель, «мурлыканье про себя», гортанное пение, глиссандирование и т. д.

02 Окт 2017 в 13:27. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв