Просмотров 109

Классики минимализма показали их неисчерпаемые ресурсы и особые выразительные свойства. Основой классического минималистского композиторского является мышления использование паттернов как способов организации, создания статичной и «бесконечной» музыкальной формы, без классического «развития», то есть активного преобразования материала. Благодаря повторности как ведущему средству развертывания музыкального материала во всем сочинении установилось понятие «репетитивный метод», означающее циклы повторений паттернов. В минималистской композиции определены конкретные приемы организации паттернов. Один из них, по С. Райху, представляет собой «выстраивание последовательности импульсов», то есть варьирование формул путем добавления или изъятия элементов. К числу других видов работы с паттернами относятся: «смещение фаз» путем небольшой политемповости голосов («Дождь собирается» для магнитной ленты Райха), «постепенное и неравномерное продление отдельных звуков», «изменение окраски звуков» (смены тембра). Некоторые минималистские композиции, с варьированием формул, требуют предварительных расчетов («систематический метод»).

В минимализме складывается особое репетитивное формообразование. Это форма-момент и форма-интервал. Форма-момент передает длящееся состояние или действие, аналогичное тому, которое выражено в глагольном времени «continuous» в английском языке. Это продолженное время. Оно обозначает специфический вид процесса, который или не предполагает качественных изменений, или накапливает их так медленно и постепенно, что делает едва ощутимыми. В результате вариативности повторений (ad libitum) отдельного паттерна в каждом новом исполнении время в данных произведениях обретает качество «эластичности», оно обладает свойством растягиваться и сжиматься. Образуется своего рода «временной буфер», в котором quasi-cтиxийнo накапливается энергетическая масса. Однако «броуновское движение», энтропийный процесс не ведет в дальнейшем к композиционному хаосу. Напротив, он направлен на воссоздание закона, порядка, призван полнее раскрыть конструктивный потенциал простейшей музыкальной материи, ее способности к саморазвитию, саморазвертываемости. Итогом является формирование нового «момента формы» с фиксированным соотношением исполнительских партий. Подобная трактовка композиционного процесса служит музыкальным аналогом феноменов, наблюдаемых в природе, например, процессов постепенного перехода потенциальной энергии в кинетическую, энергии покоя в энергию движения (таяние льда, снега, кипение воды и испарение, движение воздуха).

02 Окт 2017 в 13:27. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв