Просмотров 125

Слабая степень индивидуализации музыкального материала, оперирование ограниченным набором мелодических и ритмических формул, гармоническое единство цикла (два тональных центра – Desdur и bmoll/ dur – и ходы внутри паттернов), стандартизированные фактурные модели, единый ритм формы (квадратность структур) приводят к интересному эффекту в процессе восприятия: даже не в репетитивных разделах создается эффект репетитивности.

Все части «переписки» подчинены единому вектору развития – динамический рост, накопление вариантов паттернов, движение к кульминации в девятой части, быстрый спад и большой кодовый раздел – десятая часть, несколько постскриптумов.

Таким образом, репетитивное сочинение «Переписка» для двух фортепиано Г. Пелециса и В. Мартынова являет собой один из редчайших образцов жанра музыкальной корреспонденции, выражающих идею сотворчества «на расстоянии» композиторов-бриколеров. Важную роль в драматургии данного произведения играет фактор театральности, реализованный через диалогичность и игровое начало в процессах формообразования и образно-смыслового развития. При этом принцип игры-диалога не противоречит принципу репетитивности: чередование частей-писем воспринимается как ряд больших паттернов, игра с ограниченным набором мелодических, гармонических и фактурных моделей только усиливает эффект репетитивности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Катунян, М. Между хэппенингом и ритуалом. Переписка Георга Пелециса и Владимира Мартынова / М. Катунян // Музыкальная жизнь. – 1999. – № 2. – С. 5–7.
  2. Пелецис, Г. «Переписка» [Электронный ресурс] / Г. Пелецис, В. Мартынов, Н. Дмитриев. – М.: Long arms, 2003. – Режим доступа: http://www.longarms.ru/cdcatalog/detail.php?ID=1677

 

 

Воротынцева Л. А. «Переписка» для двух фортепиано В. Мартынова в технике бриколажа

Рассматриваемое произведение находится среди сочинений направления «новой простоты» и минимализма, где особую группу составляют репетитивные композиции, в драматургии и формообразовании которых проявляется принцип театральности. В русле этой тенденции особенно интересными становятся те произведения, в которых принципы театральности, не выдвигаясь на первый план в процессе формообразования, действуют, тем не менее, как особый организующий фактор.

Ключевые слова: бриколаж, минимализм, техника, репетитивность, театральность.

 

Vorotyntseva L. A. “Correspondence» for Two Pianos V. Martynov in Bricolage Technique

The work in question is among the works of the direction of «new simplicity» and minimalism, a special group is made up of repеtitive compositions, in the drama and shaping of which the principle of theatricality is manifested. In line with this tendency, those works in which the principles of theatricality, not coming to the fore in the process of shaping, nevertheless act as a special organizing factor, become especially interesting.

Key words: bricolage, minimalism, technique, repetitiveness, theatricality.

30 Дек 2020 в 10:49. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв