Просмотров 184
УДК 130.2+785.1+781.63
И. Ф. Золотарева
Современное инструментальное исполнительство на народных инструментах представляет собой яркое самобытное явление в музыкальной культуре нашего общества. Его становление и развитие в нашей стране тесно связано с историческими событиями, политическими изменениями, общественными приоритетами и ценностями каждой временной эпохи, начиная с конца ХІХ века и до наших дней. Зародившись в недрах народных масс, в русле формирования нации и общенациональной культуры, а поначалу вне классовых различий, оно изначально именовалось как «народное».
В начале ХХ века произошла значительная трансформация бытования народных инструментов и исполнительства на них. В советский период народно-инструментальное искусство вышло за пределы фольклорного музицирования, выполняя функции пропагандиста идеологии и культурно-ценностных ориентиров государства, оно носило ярко выраженный классовый характер, представляя массовую культуру рабочего класса и крестьянства. Правительство уделяло большое внимание количественному увеличению и совершенствованию музыкального инструментария, методике обучения и воспитанию любительских и профессиональных музыкантов-исполнителей, предоставляя им лучшие академические сцены и концертные площадки страны. Это позволило раскрыть художественный потенциал народных инструментов и существенно укрепить их статус в обществе.
Проблематика вопросов народно-исполнительского искусства как особого пласта музыкальной культуры страны всегда находилась в поле зрения научной теоретической мысли. Первые труды по данной тематике А. Фаминцына [19], Н. Привалова [17] стали образцами дореволюционной историографии, в которых был представлен фактический материал по истории возникновения и бытования народных инструментов, их конструктивных изменений. Внимание исследователей советского периода К. Верткова [6], Г. Благодатова. [3], Земцовского [11], Е. Максимова [14], Л. Бендерского [2], А. Новосельского [16] и других достаточно долго было сосредоточено на истории становления и развития русского народного инструментария. Последние десятилетия были ознаменованы появлением значительного количества диссертационных исследований, статей и очерков, касающихся изучения области практического исполнительства как со стороны научной мысли, так и со стороны музыкантов-исполнителей (В. Бычков [4], Д. Варламов [5] и др.). Следует отметить фундаментальные научные труды М. Имханицкого [12; 13], И. Мациевского [15], посвященные глубокому, детальному изучению и осмыслению вопросов сущности народных инструментов, выявлению социологической стороны их бытования и функционирования в музыкальной культуре народа и государства.
Однако, несмотря на солидный объем изданной научно-теоретической литературы в данной области, актуальность изучения современных процессов развития народно-инструментального искусства по-прежнему не вызывает сомнений.
30 Дек 2020 в 10:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.