Просмотров 55

Неуклонные процессы обогащения академическими традициями, профессионализация, выход в ранг элитарного искусства – все это привело к изменениям условий функционирования народных инструментов. Наметилась тенденция нового понимания их социокультурной сущности, а смена политической формации и новые веяния времени вошли в противоречие с ранее выработанными, традиционными формами функционирования народно- инструментального исполнительства, в обществе назрела определенная кризисная тенденция спада его массовой популярности и востребованности. Оценка реальной картины существования и дальнейшего развития исполнительства данного вида в конкретно-исторической социокультурной среде на современном этапе крайне необходима.

Данная статья посвящена вопросам функционирования народно-инструментального исполнительства нашей страны в свете современных тенденций развития мировой музыкальной культуры на рубеже XX–XXI веков.

В отечественном культурном пространстве исполнительское творчество на народных инструментах представляет собой особый вид музыкального искусства, развивающийся в самых различных музыкальных направлениях и проявляющий себя порой в кардинально полярных стилях и жанрах.

Фольклорное направление продолжает исполнительские традиции, зародившиеся много веков назад. Впитав характерные признаки этносоциальной специфической общности своего народа, они несут его «генетический» культурный код, исторически сложившуюся самоценность и являют собой фактор национальной идентификации. Данное направление в исполнительском искусстве прочно подтверждает статус народных инструментов как «народных».

Функционирование народно-инструментального искусства в сфере академической музыкальной традиции открыло новые широкие перспективы его развития и трансформации. Данный феномен стал возможен в конкретной исторической социокультурной среде социалистического строя, кардинально изменившего условия существования народных инструментов в обществе.

Конструктивное усовершенствование музыкального инструментария, системная, планомерная организация профессионального обучения и воспитания музыкантов-исполнителей, прорыв в методике обучения игре на народных инструментах, создание оригинального репертуара привели к качественному улучшению исполнительского мастерства музыкантов и, как следствие, их выходу на академический уровень музыкального искусства.

Следует признать, что народно-инструментальное исполнительство весьма успешно прогрессирует в данном направлении. Создан большой арсенал профессионально грамотных транскрипций и переложений симфонической музыки, произведений, написанных для других инструментов различных эпох и жанров как композиторами-классиками, так и современными авторами, что позволяет услышать новые музыкальные версии исполнительской интерпретации этих творений на домре, балалайке и баяне. Написано довольно много оригинальной музыки для народных инструментов, отличающейся сложным музыкальным языком и композиторской техникой. Современные музыканты-народники достигли весьма высокого художественно-эстетического уровня исполнительского мастерства, продолжая совершенствоваться в технике и технологиях исполнительских приемов.

30 Дек 2020 в 10:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв