Просмотров 93

Доминирующая роль массовой культуры, выраженная и воплощенная в новых видах и формах культурной деятельности в современном урбанистическом обществе, стала очевидным фактом. Активное стремление разнообразить и усложнить, сделать более респектабельной продукцию для массового потребления привело к формированию культуры «среднего уровня», промежуточного звена между элитарной и массовой культурой. Данное явление нашло отражение в популярном изложении классических образцов высокохудожественного искусства.

В музыкальной индустрии процессы художественного синтеза академического и популярного направлений музыки получили чрезвычайно широкое распространение, а применение практик смешения полярного, несочетаемого, разграниченного жесткими рамками стилевых традиций музыкального материала стало обычным явлением. Исследователь Д. Журкова отмечает: «Классическая музыка не исчезла с пространства современного музыкального исполнительства, существуя в традиционной форме своего воплощения, она стала важным слагаемым современных музыкальных течений, войдя в полистилистический диалог с популярными жанрами различных направлений массовой культуры» [9, с. 3].

Ярким и наиболее оригинальным проявлением полистилистики в массовой культуре современного мира стал классический кроссовер.

Термин «кроссовер» (от англ. crossover – букв. «пересечение») – музыка, в которой происходит смешение двух или более стилей (тем). Слово «классический» предполагает обязательное присутствие в данном жанре стилевых характеристик классической академической музыки. Коммуникация «высокой» академической и «примитивной» массовой культуры разных стран и эпох образовала новую звуковую эстетику музыкальных жанров и образов в современных рок-операх, мюзиклах, обработках классических произведений, переложенных на бит, реинтерпретированных в исполнении электронных инструментов, исполненных в джазовой манере, в стиле рок-музыки, в новом жанре академического «кавера», поп-музыки, исполненной в академической манере (симфонический оркестр, оперный вокал). Своеобразный синтез и гармоническое сочетание элементов классической и поп-рок электронной музыки привлекли к себе внимание довольно многочисленной публики разного возраста с различными эстетическими потребностями и музыкальным вкусом [1].  

Несмотря на свою достаточно широкую распространенность и популярность в мировом культурном пространстве, классический кроссовер как новое явление в музыкальной культуре конца XX – начала XXI века еще недостаточно глубоко изучен, представляя собой актуальную тему для исследований и дискуссий на научных форумах. До сих пор нет ясности и конкретики в определении данного культурного феномена. Это стиль или направление? Какова его роль и ценность в музыке? Каковы пути развития классического кроссовера в исполнительстве на различных инструментах?

Осмыслению и раскрытию данных вопросов уже посвящали свои работы современные исследователи М. Зайцева и Р. Будагян [10], в которых рассматривалась синтетическая природа классического кроссовера, были определены особенности и формы его проявления в исполнительстве, в частности, в творчестве современных скрипачей В. Мэй, Э. Мартона и Д. Гарретта; Е. Семченко [18] исследовала классический кроссовер как стиль популярной музыки с его характерными чертами, функциями; Л. Данько [7] изучал особенности классического кроссовера в сфере синтезированных музыкально-художественных проектов.

30 Дек 2020 в 10:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв