Просмотров 183

Новые стилевые исполнительские ориентиры, обусловленные современными мировыми тенденциями в сфере музыкальной поп-культуры, социальными и ментальными установками слушательской аудитории, стремлением к сохранению и популяризации духовных ценностей народной музыки, демонстрируют трансформацию музыкально-художественных поисков музыкантов, исполнителей на народных инструментах в рамках классического кроссовера. На наш взгляд, данное направление в народно-инструментальном исполнительстве является перспективным. Синтез национальных музыкальных традиций, профессионального искусства и массовой культуры отразил в музыкальном стиле социальную динамику развития нашего общества. Охватив вкусы различных слоев широкой слушательской аудитории, русский кроссовер на народных инструментах стал продолжателем народно-исполнительского творчества, выполняя его важные национально-культурные и художественно-эстетические функции.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баяхунова, Л. Б. Классический кроссовер в культурном пространстве России [Электронный ресурс] / Л. Б. Баяхунова. – Режим доступа: http://infoculture. rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2012/03/2012-03_r_kvm-s7.pdf.
  2. Бендерский, Л. Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах / Л. Г. Бендерский. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1983. – 112 с.
  3. Благодатов, Г. И. Русская гармоника / Г. И. Благодатов. – Л.: Музыка, 1960. – 208 с.
  4. Бычков, В. Музыкальные инструменты. Основа художественного мастерства / В. Бычков. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176 с.
  5. Варламов, Д. И. Метаморфозы музыкального инструментария: неофилософия народно-инструментального искусства XXI века / Д. И. Варламов. – Саратов: Аквариус, 2000. – 144 с.
  6. Вертков, К. А. Русские народные музыкальные инструменты / К. А. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 280 с.
  7. Данько, Л.И. Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09 / Данько Леонид Игоревич. – М., 2013. – 22 с.
  8. Ермолович, О. В. Феномен полистилистики в художественной культуре ХХ века / О. В. Ермолович // Человек. Культура. Общество: тезисы докладов I Международной научной конференции студентов и аспирантов (г. Минск, 21–22 мая 2004 г.) / отв. ред.
    А. А. Легчилин. – Минск: БГУ, 2004. – С. 30–32.
  9. Журкова, Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России: автореф. дис. … канд. филос. наук: 24.00.01 / Журкова Дарья Александровна. – М., 2012. – 32 с.
  10. Зайцева М. Л. Синтетические черты музыкального направления сlassical crossover и его проявление в исполнительском искусстве рубежа XX–XXI веков [Электронный ресурс] / М. Л. Зайцева, Р. Р. Будагян // Colloquium-journal. – 2019. – № 2–4 (26). – С. 20–24. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sinteticheskie-cherty-muzykalnogo-napravleniya.
  11. Земцовский, И. И. Народная музыка / И. И. Земцовский // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.  Сов. энциклопедия: Сов. композитор, 1976. – Т. 3: Корто – Октоль. – С. 887–906.
  12. Имханицкий, М. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. Имханицкий. – М.: Музыка, 1987. – 185 с.
  13. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры / М. И. Имханицкий. – М.: Наука, 2018. – 639 с.
  14. Максимов, Е. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: исторические очерки / Е. И. Максимов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 152 с.
  15. Мациевский, И. Народная инструментальная музыка как феномен культуры / И. Мациевский. – Алма-Аты: Дейк- Пресс, 2007. – 397с.
  16. Новосельский, А. А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов / A. A. Новосельский. – М.: Музгиз, 1931. – 186 с.
  17. Привалов, Н. Танбуровидные музыкальные инструменты русского народа / Н. Привалов // Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний. – СПб., 1905. Вып. 5.
  18. Семченко, Е. В. Классический кроссовер как объект массовой культуры / Е. В. Семченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1(63). – С. 165–167.
  19. Фаминцын, А. С. Скоморохи на Руси / A. C. Фаминцын. – СПб.: Алетейя, 1995. – 537 с.
  20. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. – 320 с.

 

 

Золотарева И. Ф. Стилевые процессы развития народно-инструментального искусства на рубеже XX–XXI веков

В статье рассмотрены основные направления функционирования народно-инструментального исполнительства в ХХ веке, его роль и место в культурной жизни общества, выявляются тенденции эволюционной трансформации музыкально-художественного творчества современных исполнителей на народных инструментах в свете интеграционных процессов академического и массового искусства на рубеже XX–XXI веков.

Ключевые слова: народно-инструментальное исполнительство, академическое искусство, массовая культура, классический кроссовер.

 

Zolotareva I. F. Stylish Processes of the Development of Folk Instrumental Art at the Turn of the XX–XXI Centuries

The article examines the main directions of the functioning of folk instrumental performance in the XX century, its role and place in the cultural life of society, identifies trends in the evolutionary transformation of musical and artistic creativity of modern performers on folk instruments in the light of the integration processes of academic and mass art at the turn of the XX–XXI centuries.

Key words: folk instrumental performance, academic art, mass culture, classical crossover.

30 Дек 2020 в 10:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв