Просмотров 73

Великолепный ракурс показан на гравюре «Арка Тита»: ощущается величие и былая мощь этого сооружения, несмотря на его разрушенный вид.

К виду, который изображен на листе «Вид на Римский Форум, так называемый Кампо Виччино», Пиранези возвращается несколько раз и изображает арку с разных ракурсов. На гравюре очень хорошо видно, что все постройки очень глубоко вошли в землю – это тот культурный слой, который образовался за многие сотни лет, прежде чем на это место придут знатоки и любители искусства.

Очень интересно сравнить, как выглядит гравюра «Пантеон» Баттиста Пиранези и Джузеппе Вази (1710–1782) – рисовальщика и гравера, мастера городской ведуты. Вази – учитель Джованни Баттиста, написавший гравюру раньше Пиранези, поэтому можно предположить, что художник скопировал вид Пантеона у своего учителя. На первый взгляд, гравюры близки, но мастера применили разные художественные решения. Пиранези разворачивает архитектурный ансамбль собора Святого Петра и площадь в пространстве, делает его более центрированным. Он обращает внимание на те очень важные композиционные особенности, которые играют значительную роль в восприятии этого ансамбля. Современники назовут его «руками Матери Церкви», всеобъемлющей всех, кто приходит к собору Святого Петра.

Многочисленные капители, фрагменты убранства храмов, скульптурный декор изображены в серии гравюр Пиранези «Древности Рима», которые художник гравировал [4].

Джованни Баттиста Пиранези не только гениальный художник-гравер, но и великолепный архитектор. Когда в возрасте около 20 лет он в должности штатного рисовальщика при свите венецианского посла прибыл в Рим, то увидел древний город не в лучшие его времена, он ветшал и приходил в упадок. Современная архитектура Рима показалась молодому художнику и архитектору неинтересной и вялой. Пиранези в письмах жаловался друзьям, что нет меценатов, готовых возродить архитектуру, этот благороднейший вид искусства. Отсутствие тех, кто желал бы инвестировать в масштабные архитектурные проекты, положило конец мечтам начинающего зодчего. Однако Пиранези был человеком выдающегося темперамента и необыкновенного энтузиазма. Создавать грандиозную архитектуру он стал не в реальном пространстве, а на бумаге: художник начал выражать свои архитектурные идеи одними рисунками. Так называемая «бумажная» архитектура 80-х годов XX века в Советском Союзе тоже берет свое начало из графических листов венецианского мастера.

Пиранези очень много времени уделял раскопкам. Он проделывал колоссальную работу, исследуя фундаменты древних построек, раскапывая гробницы. Художника за работой можно было встретить не только днем, но и ночью. Те рисунки и наброски, которые делал Джованни Баттиста, совершенно не напоминают его тщательно и скрупулезно выполненные гравюры. Его современники удивлялись и задавали художнику вопросы о том, зачем он делал такие рисунки, которые совершенно не напоминают то, что затем появлялось на гравюрах. Но это было понятно Пиранези, потому что в его набросках жил мир и дух архитектуры Древнего Рима, с которым он беседовал в ночных сумерках. Этот мир и дух древней эпохи не могли увидеть многие современники Пиранези даже при дневном свете [4].

Впечатляет рисунок Пиранези «Форма Урбис. Фрагмент из храма Мира на Форуме императора Веспасиана», представляющий собой гигантский план Рима. В наше время существуют только его фрагменты, и специалисты в области компьютерной графики разрабатывают решения, которые смогли бы собрать воедино эти фрагменты плана Рима. Во времена Пиранези рисунок представлял гигантскую карту города Мира (Рима).

С этим величественным городом Мира сумел восстановить диалог замечательный гравер XVIII века Джованни Баттиста Пиранези. Значение мастера в художественной западной и русской культуре обрисовал замечательный писатель-искусствовед Павел Муратов в своей книге «Образы Италии». Муратов писал, что Пиранези был последним явлением художественного гения Рима. Он появился как раз в ту минуту, когда на земле Рима прекратилось многовековое сотрудничество искусства и природы. В XVIII веке сохранились последние архитектурные и живописные черты античного Рима, а Пиранези осталось увековечить их в своих гравюрах [5].

Образ Рима как города грандиозных фантастических идей, который представил в своих гравюрах Пиранези, неповторим, и поэтому его искусство вечно.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гюго, В. Полное собрание сочинений: в 14 т. / В. Гюго. – М.: Терра – Книжный клуб, 2002.
  2. Гете, И. В. Итальянское путешествие / И. В. Гете; пер. с нем. Н. Холодовского. – М.: Рипол-Классик, 2021. – 416 с.
  3. Джованни Баттиста Пиранези. Произведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wikiart.org/ru/dzhovanni-battista-piranezi
  4. Кантор-Казовская, Л. Современность древности: Пиранези и Рим. (Очерки визуальности) / Л. Кантор-Казовская. – М.: НЛО, 2015. – 368 с.
  5. Муратов, П. П. Образы Италии / П. П. Муратов. – М.: КаЛибри, 2019. – 848 с.
  6. Пиранези, Дж. Архитектура и биография [Электронный ресурс] / Дж. Пиранези. – Режим доступа: https://smallbay.ru/artitaly/piranesi.html
  7. Скоков, Г. И. Французская живопись XVIII века. / Г. И. Скоков, Н. О. Майорова. – М.: Белый город, 2017. – 128 с.
  8. Скоков, Г. И. Итальянская живопись XVIII в. / Г. И. Скоков, Н. О. Майорова. – М.: Белый город, 2009. – 256 с.

 

Кушнарева Л. В. Искусство Джованни Баттиста Пиранези: фантастический и реальный Рим

Проведен тщательный и детальный анализ творчества Джованни Баттиста Пиранези, выдающегося представителя эпохи Просвещения, который проявил себя в различных сферах творческой деятельности: как художник-график, археолог, архитектор, издатель, коллекционер, дизайнер. Затрагиваются актуальные вопросы, связанные с тем, что рисовал итальянский гравер – фантастические образы или реальные. Проводятся аналогии творчества Пиранези с творчеством других художников XVIII в. Италии и Франции, современников Джованни Баттиста, таких как Джованни Паоло Паннини, Марко Риче, Юбер Родер. В статье упоминаются знаменитые личности – художники-граверы, архитекторы, которые оказали большое влияние на молодого художника. На примерах гравюр Джованни Пиранези рассмотрено мировоззрение художника и техника исполнения. Приведены высказывания деятелей искусства, писателей о творчестве художника.

Ключевые слова: Просвещение, ведута, романтизм, сюрреализм, каприччио.

 

Kushnareva L. V. The Art of Giovanni Battista Piranesi: Fantastic and Real Rome

Provides a thorough and detailed analysis of the work of Giovanni Battista Piranesi, an outstanding representative of the Enlightenment, who showed himself in various fields of creative activity: graphic artist, archaeologist, architect, publisher, collector, designer. The author touches upon topical issues related to the fact that the Italian engraver painted – fantastic images or real ones. Analogs of Piranesi’s creativity with the works of other artists of the 18th century are carried out. Italy and France, contemporaries of Giovanni Battista, such a: Giovanni Paolo Pannini, Marco Riche, Hubert Roder. The article mentions famous personalities — engravers, architects, who had a great influence on the young artist. Using the examples of engravings by Giovanni Piranesi, the worldview of the artist and the technique of execution are considered. The statements of art workers and writers about the artist’s work are given.

Key words: Enlightenment, Veduta, romanticism, surrealism, capriccio.

09 Апр 2022 в 15:31. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв