Просмотров 73

В гравюрах «Prita Parte» Джованни Баттиста Пиранези изобразил архитектуру и перспективы Древнего Рима, которые посвятил сеньору Никола Джиоббе – это не только друг художника, но и его первый меценат, который помогал ему в издании гравюр. Изображение Никола Джиоббе есть на одном из титульных листов этого издания. Гравюры Пиранези не только фиксируют те или иные виды, они их преображают, наделяя новым качеством.

Виды на гравюрах Пиранези – это своеобразные классические виды, на которые будут опираться и от которых будут отталкиваться многие поколения мастеров живописи и графики. Гравюры художника станут своеобразными точками отсчета для будущих художников: приезжая в Рим, они будут искать эти точки и с них писать изображения Рима. Такая традиция будет заложена Пиранези.

Рассмотрим особенности творчества Джаванни Баттиста Пиранези на примерах его гравюр.

В гравюре «Фантазия с руинами и статуей Минервы» возникает вымысел архитектуры Древнего Рима. Центральная фигура этой гравюры – статуя Минервы с отбитой левой рукой, ее окружают своеобразные маркеры древнеримской скульптуры и архитектуры, которые были известны современникам и классифицировались как знак могущества Рима. Например, ступня знаменитой колоссальной статуи императора Константина. А надпись вверху гравюры отсылает к трагической, по сути, истории Рима – это история Помпея, человека, который достиг небывалых высот в раннем императорском Риме и который сходит с арены, уступив свое место Цезарю. Тексты, «звучащие» на гравюре, напоминают о том, насколько преходяща земная слава человека. Могущество Рима, персонифицированное в текстах Помпея и классифицированное в многочисленных статуях, дополняется двумя крошечными фигурками на фоне гигантских скульптур и огромных обломков архитектуры. Среди этих мертвых обломков они теряются, но они живые. Это напоминает о том, что приехавший в Рим Пиранези увидел город, где среди руин паслись козы и овцы, и здесь же находились лачуги римского плебса. Именно в этой атмосфере обыденной жизни, в которой, с одной стороны, переплетались прозаизмы, а с другой – сохранилась память о великом и могучем Риме, Пиранези впервые ясно понимает, как и какой идее он должен служить.

Работу над серией «Виды Рима» художник начнет в 40-х годах XVIII века, во время первого своего приезда в Рим, и на протяжении всей своей жизни будет ее регулярно дополнять. Эта серия издается при жизни автора, ее печатают его сыновья и другие издатели после смерти мастера. Поэтому в наше время гравюры Пиранези находятся в больших количествах в музеях, в разных художественных коллекциях не только в Западной Европе, но и в России.

Главная роль в этой серии принадлежит гравюре «Водопад в Тиволи». Тиволи – место, где находились виллы римских меценатов, в том числе знаменитая вилла Адриана. На гравюре Пиранези отобразил столкновение сил природы в образе мощного водопада, который несет свои воды, сметая все на пути, в том числе и творения человека, которые примостились слева и справа от водопада. Водопад на гравюре – главное действующее лицо, а архитектурные творения человека лишь ему сопутствуют.

На гравюре «Амфитеатр Флавиев, именуемый Колизей. Вид с птичьего полета» читается тот подход, который в своих гравюрах использовал Джованни Баттиста Пиранези. Амфитеатр дается художником в разрезе, с высоты птичьего полета. В то время его невозможно было нарисовать в таком виде – это говорит об огромной фантазии художника, который поднялся образно и с образной высоты запечатлел огромный театр.

09 Апр 2022 в 15:31. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв