Просмотров 72

Позже Джованни Баттиста издает знаменитую серию гравюр, которую сам и назвал «Фантастические изображения тюрем». Виктор Гюго, разглядывая их, написал в своем сборнике «Лучи и тени», что он бледнеет и ужасается смешением, порожденным мечтаниями Пиранези [1]. Ничего равного ни до, ни после них в истории гравюр не возникло. В этой серии отразилось увлечение художником мощью строительных машин: блоков, рычагов, колес, цепей и канатов, которые он изучал в юности в водном магистрате Венеции.

Композиционно эти офорты напоминают сложные театральные декорации, в которых используются громоздкие машины, блоки, канаты и ворота. Эти невероятные фантастические конструкции довлеют над человеком своими формами и гигантскими размерами. Люди могут заблудиться в их пространствах, исчезнуть, подчиниться им, не найдя своего места. Это напоминает о гигантском наполнении нашего сегодняшнего дня информационными коммуникациями, в которых человек просто исчезает среди обширных потоков информации. Формы архитектуры на гравюрах художника состоят из визуальных объектов, огромное количество которых в наше время обнаруживается в визуальных потоках. Каким-то образом Пиранези предвосхитил то состояние человека, в котором живут люди в наше время. Также в этих гравюрах появляются архитектурные мотивы арок и сводов, лестниц и подмостков, колонн и кронштейнов, парапетов и карнизов, которые потом станут основными композиционными элементами во всех графических листах этого мастера.

В серии гравюр 1756 года «Римские древности» Пиранези первым стал открыто нарушать реальные пропорции вполне известных зданий, превращая обычные развалины в катастрофические картины воображаемых разрушений. Он на своих гравюрах намеренно увеличивал высоту известных всем зданий и уменьшал размеры людей, чтобы показать величие Рима. Художник добавлял несуществующие конструктивные особенности, придумывал надписи на стенах, умышленно засыпал здания землей, покрывал развалины травой и деревьями, чтобы показать древность этих развалин. Публике того времени нравились эти сказки.

Гравюры Пиранези пользовались спросом, их покупали не только в Италии, но и за ее пределами. Художник был предприимчивым человеком, он использовал свой талант и знания в коммерческих целях. Пиранези участвовал в Риме в археологических раскопках и торговал античными элементами искусства и декоративными элементами зданий, переделывая и пересоздавая их по своим собственным придуманным эскизам и рисункам. Эта коллекция была опубликована им в серии «Античные вазы, канделябры, саркофаги, треножники и украшения».

На одной из гравюр к альбому «Римские древности» 1756 года художник изобразил фантастическую улицу с нагромождением античных ваз, бюстов, рельефов, обелисков, пирамид и древних восточных статуй царей. Воодушевленный гравюрами Пиранези Гете, посетив Рим, писал в своем дневнике, что несколько разочарован увиденным, назвав гравюры художника небылицами [2].

В 1762 году Джованни Баттиста издает новую серию гравюр под названием «Марсово поле Древнего Рима», в которой изображает фантастический придуманный Рим древности. Пиранези признавался своим современникам, что в этой серии он изобразил Рим таким, каким видел его в своих мечтах, и добавлял, что не надо его обвинять в искажении реальности. Автор прямо говорил, что его гравюры – это выдуманное изображение Рима. Многих зданий никогда не существовало в природе, а те, которые изображены на гравюрах, сильно искажены [4].

09 Апр 2022 в 15:31. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв