Просмотров 16

Действительно, одной из ключевых функций ритуала, как можно заключить из его этимологии, всегда была и остается задача упорядочения. Первобытные люди, существовавшие в неопределенном и опасном окружающем мире, с помощью ритуалов стремились найти способ придать ему порядок и создать гармонию в хаосе. Как отмечает советский востоковед И. М. Дьяконов, человек всегда осознавал некую упорядоченность и изменчивость жизненных процессов. Первобытный человек воспринимал повторения дня и ночи, смену времен года, необходимость регулярности трудовых усилий, ритмичное сердцебиение, вдохи и выдохи, а также множество других функций организма как своего рода порядок. В древности человек видел в мире некое упорядочение всего сущего, выражающееся в регулярных природных явлениях. Ритуалы служили средством укрепления этого порядка и формировали мировоззрение, которое передавалось не просто как набор правил, а через многократное повторение давних образцов.

Помимо реализации упорядочивающей функции, через ритуал из поколения в поколение передается опыт, традиции, ценности. В этом контексте уместна цитата: «В проявлениях своего сознательного поведения «первобытный», архаический человек не знает действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, и притом не человеком. То, что он делает, уже делалось. Его жизнь – непрерывное повторение действий, открытых другими» [17, с. 33].

Ритуалы несут также эстетическую нагрузку. Они могут рассматриваться как произведения искусства, которые влияют на эмоциональное состояние участников и зрителей: вызывают чувство благоговения, погружают в созерцание и медитацию, пробуждают восторг и интерес. Эстетическая функция ритуалов заключается прежде всего в создании символического понимания мира и состояния философского озарения. Ритуалы в эстетике являются одним из способов трансформации человеческого опыта в форму художественного выражения. Они способствуют развитию чувственности и воспринимаются как средство достижения внутренней гармонии.

Бесспорно, ритуалы есть особый вид коммуникации, который имеет свои собственные правила и структуры. Они могут быть использованы для передачи информации, укрепления социальных связей и демонстрации социального статуса. Ритуалы как форма языковой деятельности являются предметной областью лингвистики.

С точки зрения психологической науки смысл ритуала заключается в особом воздействии на участников. Ритуал воспринимается как фасцинационное действие (от лат. fascination – околдовывание, завораживание, очаровывание) и создает особое психическое состояние. Он может привести к отчуждению от собственной личности и к ощущению божественного присутствия, сил мирового порядка или приобщению к миру предков, обществу или человеческой расе. С другой стороны, ритуал нивелирует чувство беспокойства, тревожности, напряжения путем включения в жизнь конкретного человека некоторой размеренности через выполнение стабилизирующих, общепринятых, привычных действий. В целом понятие «ритуал» имеет различные интерпретации в различных науках, но все они подчеркивают важность ритуалов в жизни человека и их роли в формировании социальных связей и культурных ценностей. По мнению В. Буркерта, ритуалы, с одной стороны, превращают нематериальную идею в конкретное явление, которое позволяет передать ее из поколения в поколение и сохранить соответствующее ей общество, а с другой – упрощают поведение человека, стандартизируют его и стабилизируют общество, сохраняя его существование [2, с. 418].

После прояснения феномена ритуала в междисиплинарном экскурсе перейдем к решению второй задачи статьи – выявлению специфики ритуала в китайской философии и культуре. В китайском языке «ритуал» называют «ли» (кит. традиционное написание 禮, упрощенное 礼, lǐ). В современном китайском языке «ли» имеет множество значений: уважение, этикет, ритуал, подарок, вежливость, церемония, норма поведения, благопристойность, традиция, обычай, правило, обряд. Иероглифу 礼 более трех с половиной тысяч лет. Первые его начертания можно обнаружить на черепашьих панцирях, хотя изначально он выглядел несколько иначе.

Первый вариант написания иероглифа «ли» изображал ритуальную чашу, сосуд. Снизу можно увидеть ключ 豆 (dòu), который указывал, что это сосуд на длинной ножке. Сверху можно увидеть два яшмовых украшения 王 (yù), которые находятся в ритуальной чаше. Таким образом, первое изображение иероглифа «ли» можно трактовать как чашу для жертвоприношений.

В эпоху надписей на бронзовых триножниках Цзиньвэнь (кит. 金文, jīn wén) иероглиф немного меняет форму, но суть остается прежней. Ритуал жертвоприношения был самым главным, что отображается в исходном написании иероглифа, поэтому в процессе эволюции в иероглифе «ли» появляется ключ «алтарь» (кит. 示, shì), который в левой части сложного иероглифа изображается как 礻и символизирует жертвоприношение. Так сформировался традиционный китайский иероглиф. В процессе эволюции китайских иероглифов правый элемент был заменен. Вместо чаши с яшмами появляется 曲 (qū – песня, мелодия), однако это не меняет существенный смысл иероглифа, а, наоборот, дополняет его. Сторонники конфуцианства связали понятие «гармония» с музыкой, которая через ритуал связывает человека с духами и природой. В итоге в традиционном варианте иероглиф «ли» состоит из трех элементов: жертвоприношение, мелодия, сосуд на длинной ножке. Китайский ученый Ван Говэй в классическом произведении «Цзягувэнь» утверждает, что смысл иероглифа 礼 был следующим: «Положить яшмы в посуду, чтобы принести жертву божествам». Постепенно этот иероглиф стал ассоциироваться с жертвоприношениями богам с помощью алкоголя и, наконец, стал общим термином для обозначения ритуальных предметов [4, с. 291]. В упрощенном языке 禮 трансформировался в 礼,сохранив свое этимологическое значение.

29 Сен 2023 в 13:49. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв