Просмотров 16

Такое соотношение и есть сущность внутреннего ритуала в китайской философии. Эти понятия позволяют китайской культуре воспринимать и понимать мир с глубоким уважением к внутреннему потенциалу и пустоте, которые пронизывают все сущее. Ярким примером служит рассуждение Лао-цзы о сосудах: «Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них» [8, с. 14], то есть сосуд полезен благодаря своей пустоте, а не только благодаря глине, из которой он вылеплен. Взаимодействие между внешней стороной ритуала и его внутренней пустотой является сложным и взаимозависимым процессом. Внешняя сторона ритуала нуждается в существовании внутренней пустотной формы, а внутренняя пустота требует внешней формы для своего проявления [18, с. 15].

В одном из главных древнекитайских трактатов «Суждения и беседы» сказано: «Стремись к истине, держись добродетели, опирайся на гуманность и забавляйся свободными искусствами» [7, с. 62]. Под «свободными искусствами» Конфуций понимал ритуалы, музыку, стрельбу, управление колесницей, письмо и счет. Ритуалы не зря были включены в «шесть искусств», необходимых «благородному мужу». Конфуций видел в ритуале не только обряды, но и священное состояние человека, придавая священность обыденным действиям. Ритуал требовал «особого мышления» и особого состояния сознания, чтобы установить гармонию с Небом и достичь высшего общественного поведения. Тот, кто следовал ритуалу, мог преобразиться из «маленького человека» в «благородного мужа». Таким образом, социальный статус влиял на уровень ритуализации жизни [6, с. 155].

Российский китаевед А. А. Маслов, подчеркивая глубинную мистическую основу любого ритуала, говорит о связанном с ним особом переживании, которое позволяет человеку перейти из одного состояния в другое: «По сути, вся конфуцианская идеология говорит о тщательном соблюдении того, что в современной науке именуется „ритуалом перемены статуса”» [11, с. 64].

Древнекитайские ритуалы мистифицировались, и правители выступали как медиумы. Магия была связана с аграрными, скотоводческими и промысловыми техниками, а также с общинными и родовыми отношениями. Конфуций и Лао-цзы адаптировали мистические представления для государственного управления, объединяя роль правителя и мудреца. Ритуал лишал человека некоторой самостоятельности, вводя его в «межчеловеческое». Этот ритуал устранял случайности из общественной жизни и отражал волю Небес. Нарушение ритуала разрывало связь между мирами и нарушало баланс в мире. Конфуций считал, что единственным правильным решением при таком разрыве была смена власти, идеальный правитель должен был поддерживать гармонию Неба и Земли через ритуалы. Древнекитайский философ Ю-цзы писал: «Использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию. Путь древних правителей был прекрасен. Свои большие и малые дела они совершали в соответствии с ритуалом. Совершать то, что нельзя делать, и при этом в интересах согласия стремиться к нему, не прибегая к ритуалу для ограничения этого поступка, – так поступать нельзя [7, с. 9]. Иными словами, церемонии или установленные правила, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности, не должны лишать человека естественной свободы и непринужденности. Однако важно также осознавать, что эта естественная свобода должна регулироваться государством, чтобы избежать беспорядка и безрассудства. В целом ритуал способствовал гармонизации духовных энергий мира и объединению всего сущего [11, с. 32].

Итак, китайская философия в большей степени возникала из ритуального утверждения, а не из вопросов, конфликтов или проблем. Кроме того, следует отметить особую внушаемость китайского искусства и стиля выражения китайских философов. Высказывания и тексты китайских философов часто не были ясно сформулированы, их суггестивность была почти безграничной, что естественно для ритуала, где суть передается через внушение, а не явную артикуляцию.

Исследование данной проблематики позволило нам глубоко погрузиться в мир китайской культуры и выявить важнейшие аспекты ее традиций, которые оказывают влияние на философию и эстетику этой древней нации. Изучение китайских ритуалов позволило нам понять, благодаря чему они во многом формируют основы национальной идентичности и каким образом способствуют сохранению богатого культурного наследия. Как в современном, так и в древнем Китае ритуал – это не просто формальные обряды, это выражение ценностей, символов и исторических корней, которые устойчивы в повседневной жизни. Важно отметить, что в современном мире, где происходит интенсивный обмен культурными ценностями, изучение китайских ритуалов имеет большое значение. Оно не только способствует сохранению культурной идентичности Китая, но и способно обогатить мировое культурное наследие.

Соединяя в себе философский и эстетический анализ, данная статья стимулирует интерес к изучению многогранных взаимосвязей между ритуалами и культурными ценностями в контексте национальной цивилизации. Необходимо подчеркнуть, что китайские ритуалы составляют не только историческую деятельность, но и духовное наследие, которое продолжает оказывать влияние на современное общество. Изучение данной темы является важным шагом к лучшему пониманию многогранной и глубокой китайской культуры, а материал статьи может служить основой для дальнейших исследований с целью сохранения культурных богатств нации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемьева, А. А. К вопросу о ритуале: этимология и понятия термина / А. А. Артемьева. – Текст : электронный // Вестник Московского университета МВД России. Серия : Юридические науки. – 2010. – № 7. – С. 74–77. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-rituale-etimologiya-i-ponyatie-termina/viewer (дата обращения: 16.06.2023).
  2. Буркерт, В. Жертвоприношение : Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней / В. Буркерт ; ответственный редактор Л. И. Акимова. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – 534 с. : ил., портр., факс. ; 24 см. – ISBN 5-7859-0080-7. – Текст : непосредственный.
  3. Васильев, Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» / Л. С. Васильев. – Текст : непосредственный // Этика и ритуал в традиционном Китае : сборник статей / редколлегия: А. А. Бокщанин, Л. С. Васильев (ответственный редактор), А. И. Кобзев. – Москва : Главная редакция восточной литературы «Наука», 1988. – С. 173–201.
  4. Ван Говэй. Гуаньтан Цзилинь : Фу бэцзи. В 4 томах. Том 2 / Ван Говэй. – Пекин : Книжная компания Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 1959. – 622 с. – Текст : непосредственный.
  5. Гэ Чэньхун. Китайская культура этикета / Гэ Чэньхун. – Пекин : Экономическая наука, 2001. – 229 с. – Текст : непосредственный.
  6. Ежов, В. В. Мифы древнего Китая / В.В. Ежов ; предисловие и комментарии И. О. Родина. – Москва : ACT, 2004. –  495 с. : ил.; 23 см. – ISBN 5-17-016851-9. – Текст : непосредственный.
  7. Конфуций. Суждения и беседы / Конфуций ; перевод с китайского П. Попова. – Киев : ЧП «КРИСТАЛЛ БУК», 2016. – 224 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  8. Лао-цзы. Дао дэ Цзин / Лао-цзы ; [перевод с китайского Д. Конисси, Л. Толстого]. – Москва : АСТ, 2021. – 160 с. – Текст : непосредственный.
  9. Ли Аньчжай. Социологическое исследование «Или» и «Книги обрядов» / Ли Аньчжай. – Шанхай : Шанхайское народное издательство, 2005. – 164 с. – Текст : непосредственный.
  10. Малявин, В. В. Чжуан-цзы. Ле-цзы / В. В. Малявин. – Москва : Мысль, 1995. – 439, [1] с. ; 20 см. – 7000 экз. – ISBN 5-244-00772-6. – Текст : непосредственный.
  11. Маслов, А. А. Китай : колокольца в пыли странствия мага и интеллектуала / А. А. Маслов. – Москва : Алетейя, 2005. –  374, [1] с. : ил., портр. ; 22 см. – ISBN 5-89321-117-0.  – Текст : непосредственный.
  12. Новая философская энциклопедия : [в 4 томах] / Институт философии Российской академии наук, Национальный общественно-научный фонд ; научно-редакционный совет: В. С. Степин – председатель совета [и др.]. – Москва : Мысль, 2010. – 27 см. – ISBN 978-2-244-01115-94. – Текст : непосредственный.
  13. Пэн Линь. Древняя китайская культура этикета / Пэн Линь. – Пекин : Изд-во Чжунхуа Шуцзюй, 2004. – 298 с. – Текст : непосредственный.
  14. Роули, Дж. Принципы китайской живописи / Дж. Роули ; [перевод с английского и послесловие В. В. Малявина]. – Москва : Наука, 1989. – 158, [2] с., [4] л. ил. ; 20 см. – ISBN 5-02-016537-9. – Текст : непосредственный.
  15. Сунь Ижан. Чжоу Личжэн / Сунь Ижан. – Пекин : Книжная компания Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 1987. – 289 с. – Текст : непосредственный.
  16. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / Фэн Ю-лань. – Санкт-Петербург : Евразия, 1998. – 376 с. – Текст : непосредственный.
  17. Элиаде, М. Космос и история : Избранные работы / М. Элиаде ; перевод с французского и английского А. А. Васильевой [и др.] ; общая редакция И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. – Москва : Прогресс, 1987. – 311, [1] с. ; 21 см. – Текст : непосредственный.
  18. Цзоу Чанлинь. Китайская культура этикета / Цзоу Чанлинь. – Пекин : Социальные науки, 2000. – 294 с. – Текст : непосредственный.

Яковлева В. В. Китайские ритуалы как базис философии и эстетики национальной цивилизации

Ритуалы являются важной составляющей культурной традиции Китая, отражая их историческое и мифологическое наследие, ценности и верования. Цель данной статьи заключается в определении феномена ритуала как междисциплинарной проблемы. Опираясь на понимание ритуала как одну из форм символического действия, выражающую связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенную утилитарного или самоценного значения, автор осуществляет аналитику некоторых особенностей специфики китайских ритуалов и их философского осмысления. Особое внимание уделено соотношению понятий ритуала, традиции, обычая, обряда.

Ключевые слова: ритуал, внутренний ритуал, традиция, обычай, обряд.

Yakovleva V. V. Chinese Rituals as the Foundation of Philosophy and Aesthetics of National Civilization

Rituals are an important component of China’s cultural tradition, reflecting their historical and mythological heritage, values, and beliefs. The aim of this article is to define the phenomenon of ritual as an interdisciplinary problem. Drawing on an understanding of ritual as one of the forms of symbolic action that expresses the individual’s connection to the system of social relations and values and lacks utilitarian or intrinsic value, an analysis of some specific features of Chinese rituals and their philosophical interpretation is carried out. Special attention is paid to the relationship between the concepts of ritual, tradition, custom, and ceremony.

Key words: ritual, inner ritual, tradition, custom, ceremony.

29 Сен 2023 в 13:49. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв