Просмотров 28

Второй аспект виртуализации – это онтология музыки в среде виртуального медиа пространства. Музыка в этом пространстве выступает в качестве одного из компонентов виртуальной медиакультуры, представляя ее аудиальную часть. Одной из самых заметных черт современной медиакультуры является ее коммерческий характер. В условия тотального преобладания принципа потребления, когда на передний план выходит принцип «спрос – предложение», изменяется и характер производства, распространения и потребления музыки. Музыка, вслед за многими объектами культурной сферы, приобрела статус товара. Немаловажным является и тот факт, что в современную эпоху масс-медиа подавляющую часть музыкальной культуры составляет сфера популярно-развлекательной музыки. И вслед за общей тенденцией запросов на простую, развлекательную музыку, происходит примитивизация как идейно-смысловых, так и структурно-содержательных ее свойств. При этом сам характер музыки приобрел черты скоротечности и массовой тиражируемости.

Очевидно, что все это имеет свое отражение на становлении нынешнего культурного пространства, поскольку музыка является средством трансляции ценностных и духовных установок, культурных паттернов. При этом, с одной стороны, музыка является отражением актуальных общественных процессов, а, с другой – сама выступает транслятором культурных и идеологических нарративов. Как весьма точно отмечает Н. Колесникова: «Содержание музыкальной культуры, как особой сферы духовной жизни общества, никак нельзя свести просто к музыке. Это не просто часть определённой целостности – культуры вообще, состоящей из ряда элементов. Музыкальная культура – это жизнь всего общества и отдельного его представителя, рассмотренная в её исторической ретроспективе сквозь призму искусства звуков» [6].

В заключении следует отметить, что в условиях виртуализации пространства медиакультуры интенсивно трансформируется сфера музыкального творчества, переформатируются принципы и структуры творческой практики, восприятие реципиентом музыки, система музыкальной культуры в целом. Очевидно, что виртуальная реальность предлагает совершенно новый культурный опыт, с которым человек ранее еще не сталкивался, и, соответственно, потребует и совершенно новых методов его изучения. Виртуальное пространство – это та сфера, которая настоятельно требует пристального внимания современных исследователей: психологов, социологов, инженеров-программистов, искусствоведов, философов и культурологов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Англо-русский словарь / сост. В. Д. Аракин, З. С. Выгодская, Н. Н. Ильина. – 20-е изд., стереотип. – М. : Рус. яз. ; Медиа, 2005. – 589 с.
  2. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл. – М. : Прогресс, 1986. – 453 с.
  3. Большой французско-русский, русско-французский словарь / сост. Понятин Э. Ю., Понятина Т. П. – М. : ЗАО Центрополиграф, 2005. – 703 с.
  4. Бычков, В. В. Виртуальная реальность как феномен современного искусства. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вопрос. 2 / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – 2006. – Вып. 2. – С. 32 – 60.
  5. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. – М. : Академический Проект, 2006 – 448 с.
  6. Колесникова, Н. Функции музыки [Электронный ресурс] // Культуролог: электронный журнал. – URL: http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=3123&pop=1&page=0&Itemid=81 (дата обращения: 18.04.2021)
  7. Универсальный словарь иностранных слов русского языка / под ред. Т. Волновой. – М. : Вече, 2001. – 688 с.
  8. Фёдоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Фёдоров. – Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 с.
  9. Холодкова, В. Виртуальная реальность: общие понятия, системы трекинга [Электронный ресурс] // Мир ПК: электронный журнал. – 2008. – № 04. – URL: http://www.osp.ru/ pcworld/2008/04/5175003/ (дата обращения: 20.04.2021).
  10. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. – М. 2000.
  11. ICMC — International Computer Music Conference [Электронный ресурс] / URL: http://www.computermusic.org/ page/23.;
  12. IEEE Virtual Reality Conference [Электронный ресурс] / URL: http://ieeevr.org.;
  13. International Conference on Virtual Reality [Электронный ресурс] / URL: http://www.icvr.org.;
  14. ISMAR — The IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality [Электронный ресурс] / URL: http:// ismar.net.
  15. MuMe — International Workshop on Musical Metacreation [Электронный ресурс] / URL: http://musicalmeta-creation.org.;
  16. NIME — The International Conference on New Interfaces for Musical Expression [Электронный ресурс] / URL: http:// www.nime.org.

 

Бардаченко Н. А. Музыка в пространстве виртуальной медиакультуры

Современная эпоха формирует новые условия для становления музыкальной культуры. Немаловажным фактором в этом процессе является развитие инновационных медиа технологий, их взаимодействие со сферой культуры и искусства, что в значительной степени повлияло на формирование творческого универсума. На сегодняшний день этот контекст расширяется также за счёт виртуализации медиапространства, что формирует облик современной медиа культуры. Таким образом, в статье рассматриваются вопросы специфики музыкальной культуры в условиях виртуализации медиапространства.

Ключевые слова: виртуальная реальность, медиакультура, интернет технологии, цифровизация, информационное общество.

 

Bardachenko N.A.Music in the space of virtual media culture

The modern era creates new conditions for the development of musical culture. An important factor in this process is the development of innovative media technologies, their interaction with the sphere of culture and art, which greatly influenced the formation of the creative universe. Today, this context is also expanding due to the virtualization of the media space, which shapes the image of modern media culture. Thus, the article deals with the specificity of musical culture in the context of virtualization of the media space.

Key words: virtual reality, media culture, Internet technologies, digitalization, information society.

12 Июл 2021 в 12:47. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв