Просмотров 347
Ирония – следствие цитирования и художественного заимствования – с одной стороны, актуализирует искусство Second hand как отражение абсурдности и эклектики в урбанистическом мире, с другой – делает его поверхностным и маргинальным.
Постмодернизм стал площадкой, на которой театр абсурда достиг кульминации, при этом он крайне разнообразен во всех проявлениях и не ограничен какими-либо предписаниями и сценариями. Художник создает иллюзию иррационального мира, отвергая здравый смысл и причинно-следственную связь, пренебрегает законами физики. В частности, гиперреалистическое произведение Рона Маека «Течение» (рис. 9) представляет интерес ввиду нетривиальности визуального восприятия. Оно соответствует критериям не просто скульптурной пластики, но инсталляции, поскольку экспонируется в абсурдных условиях «перевернутого» пространства. Зрителю предлагается возможность выйти за рамки ощущений, которые для него привычны в мире, подчиненном незыблемым физическим законам. Но если проект Маека иррационален в контексте подачи пространственной среды, то в инсталляции китайского художника Ай Вэйвэй «Взрыв» (рис. 10) воссоздана «остановка во времени». Зритель оказывается среди предметов, застывших в воздухе вопреки гравитации.
Попытки создать иллюзию искаженного пространства мы находим также в интерьере нью-йоркского отеля «Hоtel Americano» (рис. 11), разработанном влиятельным художником современности, Тобиасом Ребергером. Но этот арт-продукт также вторичен. Бесчисленное множество пресекающихся зигзагообразных линий, случайные конфигурации искривленных плоскостей, нарушения перспективы в линеарно-графическом декорировании стен и мебели – все это авторское цитирование приемов оп-арта, представители которого в 60-х годах ХХ века специализировались на оптических эффектах в станковой живописи, графике и дизайне. Однако следует заметить, что стремление к оптическим иллюзиям наиболее выразительно проявилось в творчестве художников стрит-арта. Например, немецкий постмодернист Эдгар Мюллер стал знаменит благодаря масштабным 3D-изображениям на асфальте (рис. 12,).
Вторичное использование художественных образов в творчестве постмодернистов порой приобретает крайне причудливые формы и неожиданно вливается в общий замысел полотна. Например, картина американского живописца Рональда Китая «Нет, так нет» (рис. 15), раскрывающая авторское видение геноцида, является абсурдным цитированием постимпрессиониста Поля Гогена. Обнаженная женщина, обнимающая сзади самого Китая в нижнем левом углу композиции, сродни колоритной жительнице Таити, запечатленной Гогеном на портрете «Жена Короля» (рис. 16) в островитянский период творчества. Аутентичному методу Гогена присущи и смелые цветовые сочетания, и активные тональные контрасты, заимствованные Рональдом Китаем. Пейзажный мотив с тропической растительностью, наполненный хаосом рассредоточенных образов и разнородных предметов, увенчан мрачными вратами Освенцима. Художник пренебрегает законами линейной и воздушной перспективы. Мир, отображенный на его полотне, напоминает треснувшее зеркало: изображение сколлажировано из обломков реальности. На наш взгляд, Рональд Китай напоминает зрителю, что в сознании жертв фашизма был уничтожен некогда процветавший уютный мир. Фрагментарное заимствование экзотических образов в духе Гогена и иррациональная интерпретация пространства в произведении «Нет, так нет» крайне абсурдны, но именно этот ход позволил художнику раскрыть тему, далекую от всякой иронии.
01 Дек 2015 в 15:38. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.