Просмотров 347
Однако следует заметить, что постмодернизм нивелировал конфликты в искусстве, обострившиеся ко второй половине ХХ века. Предшествовавший ему модернизм был агрессором. Чтобы раскрепостить творческую мысль и добиться права на свободное самовыражение, модернисты стремились ликвидировать закоренелые эстетические догматы и предрассудки. Но именно постмодернизм – идеологический антипод модернизма-агрессора – стал пространством свободы, альтернативной защитой от всяческих ограничений и противоречий межу отдельными культурными формациями.
Главным «противоядием» от стереотипов стала позитивистская ирония. Например, произведение «Святой Франциск предотвращает истребление крыс» (рис. 24) Маркуса Люперца, представителя течения «Новые дикие», выявляет иронию современного художника над шаблонностью религиозных тем в живописи. Образ Святого Франциска Ассизского был широко распространен в изобразительном искусстве различных исторических эпох. Согласно преданию, этот святой обращался с проповедью и читал Библию животным и растениям так, как если бы он обращался к людям [7]. Поэтому в многочисленных произведениях мы созерцаем возвышенный образ святого в окружении птиц, например, на фреске Джотто ди Бондоне в Верхней Базилике Ассизи (рис. 25) в Италии или на полотне «Франциск Ассизский и небесная музыка» (рис. 26) кисти «последнего прерафаэлита» Фрэнка Кадогана Коупера. Однако возвышенный образ Франциска не входил в планы постмодерниста Люперца. Художник иронически обыграл строки из средневекового итальянского флорилегия: «Святой Франциск, из-за сильной боли и множества крыс, которые досаждали ему, не смог отдохнуть ни днем, ни ночью» [8]. Полотно эпатажно по содержанию и вызывает у религиозного зрителя шок. Однако эта работа Люперца выглядит «мимолетной улыбкой» в сравнении с агрессивным вызовом на полотне «Дева Мария наказывает младенца Христа перед тремя свидетелями» (рис. 27) сюрреалиста Макса Эрнста, творчество которого являет галлюциногенный театр абсурда, насыщенный оккультными мотивами и откровенными провокациями.
Следует заметить, что на сегодняшний день не существует единства мнений и прогнозов касательно дальнейшей судьбы искусства. По какому пути арт-пространство будет развиваться в последующие десятилетия? Утвердится ли постмодернизм как новый виток в эволюции культуры, либо окажется, что он – лишь кризисное явление на фоне противоречий в идеологии модернизма? Ситуация «искусства на распутье» недвусмысленно проиллюстрирована в работе российского художника Павла Пепперштейна «Черный квадрат и Кэмбелл» (рис. 28). В левой половине произведения – банка овощного супа, ставшая визитной карточкой «крестного отца» поп-арта и вдохновителя всего современного искусства, Энди Уорхола, раздавлена «Черным квадратом» супрематиста Казимира Малевича. Противоположная ситуация показана в правой части композиции. Существует активная полемика между последователями модернизма и постмодернистами, но кто из них действительно «измерит пульс мира» – покажет лишь время.
Таким образом, постмодернизм как отрицание революционного новаторства модернистов характеризуется крайним традиционализмом. Вместо творческого открытия художники предлагают авторские реминисценции, цитирование и художественные заимствования. Вторичное использование элементов культурного наследия предшествовавших поколений в произведении постмодернистского толка может осуществляться как неосознанно, то есть на уровне зрительного впечатления, так и преднамеренно – как имитация или как часть творческого замысла. Исходным материалом для заимствования могут послужить: образный строй, методы эмоционального воздействия, композиционно-ритмическая организация плоскости, колористические сочетания, пропорционирование тона, характерные атрибуты исторической эпохи и т. д.
01 Дек 2015 в 15:38. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.