Просмотров 142

Говоря о российской эстрадной популярной музыке конца 80-х гг., необходимо отметить известных исполнителей, творчество которых распространилось на весь СССР. Среди них София Ротару, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева и др.

«Перестройка» конца 1980-х – начала 1990-х гг. вносит изменения в эстрадную музыку. Появляются имена Игоря Талькова, Олега Газманова, становятся популярными группы «Любэ», «Кар-мэн». В начале 90-х годов, после распада СССР, Москва и Санкт-Петербург продолжают оставаться главными центрами производства русскоязычной музыкальной продукции, вне зависимости от политического и экономического кризиса в стране. В этот период известность приобретают такие исполнители, как Игорь Николаев, Наташа Королёва, коллектив «Мальчишник», из которого вышел известный ныне «Дельфин», группа «На-На» под руководством Барри Алибасова, в прошлом участника группы «Интеграл».

В это время развивается советский рок, среди представителей которого группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ», «Алиса», «Агата Кристи», «Пикник». Во времена «железного занавеса» данный вокальный жанр был под запретом, кассеты распространялись нелегально среди ценителей рок-музыки, в связи с чем он развивался подпольно и получил название «гаражный рок»: этим группам, не имевшим звукозаписывающих студий, приходилось репетировать в гаражах, подвалах, барах [9, с. 67].

В 90-х годах, в период снятия всех запретов на рок-музыку, в стране появляется огромное количество рок-исполнителей и групп, их выступления проходят на больших стадионах, что ранее было невозможно; организуются рок-фестивали, происходит популяризация данного музыкального жанра.

Во второй половине 1990-х начинают свой путь на российский музыкальный Олимп такие коллективы, как «Иванушки International», «Руки вверх», «Дискотека Авария», представлявшие поп-музыку [1, с. 189].

Снятие идеологических ограничений в искусстве, цензуры способствовало проникновению Запада в русскую музыкальную культуру 90-х. Благодаря этому музыкальный рынок шоу-бизнеса наполняют радиостанции и телеканалы, где представлено огромное количество зарубежных исполнителей и групп. К примеру, радиостанция «Европа плюс» занимает лидирующее место среди радиосетей России.

На телевидении появляются музыкальные каналы, транслирующие видеоклипы. В 1993 году в России появляется канал «MTV», а в 1995-м – русская версия «Муз-ТВ». Музыкальное телевидение стало главным двигателем и распространителем современной популярной музыки. Видеоклип как один из главных способов приобретения узнаваемости рекламирует певца или группу.

Благодаря СМИ у российского слушателя возникает большой интерес к творчеству западных исполнителей, такие как Madonna, Майкл Джексон. Создается серьезная конкуренция отечественным исполнителям, в результате чего рождается мода на подражание зарубежным певцам. В начале 2000-х годов российские исполнители начинают снимать клипы и исполнять свои песни на английском языке (Алсу); не редки в это время заимствования, причем не только американские, но даже чаще турецкие, греческие, восточные, латиноамериканские ритмы и напевы, которые принимают, в частности, формы многочисленных ремейков в творчестве Филиппа Киркорова, ставших в народе поводом для шуток и анекдотов.

Однако в современной музыкальной культуре существуют направления, которые сдерживают конкуренцию и не являются копией прозападного формата в целом. К таковым можно отнести русский рок, который получил лишь импульс к развитию со стороны западного рока, при этом сохранил черты самобытности российской музыки, имеет свои отличительные черты и сосредоточен на художественном образе, тексте, сакральном смысле, донесённом до зрителя.

08 Мар 2023 в 20:21. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв