Просмотров 299
УДК 784.75
Д. А. Рыкунова
Музыкальное искусство конца XX – начала XXI века необычайно многообразно. Музыкальный калейдоскоп данного периода синтезирует широкий спектр жанров современной музыки, среди которых джаз, поп-музыка, массовая песня, рок-музыка, электронная, медитативная, серийная, алеаторика, разнообразные авторские стили, имеющие отличия как по назначению, так и по музыкальному языку.
Основная сущность музыкального искусства конца XX века обнаруживается в поиске новых музыкальных форм, звучаний, а также в области характерных для него звуковысотных отношений. Музыкальные параметры трансформируются, что проявляется в продолжительности звучания тембра, варьируется высота, динамика, артикуляция и др.
Музыка как важный элемент, влияющий на формирование духовной составляющей личности, в последние годы занимает одно из доминирующих мест в сфере искусства.
Актуальное значение приобретает влияние популярной музыки, а также музыки в целом на внутренний мир современной молодёжи в условиях массовой культуры, пропагандирующей в основном прагматические и меркантильные ценности.
В период перемен, происходящих в России, разрушаются устоявшиеся идеалы и ценности, происходит популяризация музыкальных пристрастий под давлением лёгкой музыки, далеко не всегда направленной на созидание, рефлексию, а, скорее, представляющей собой некий декоративный элемент отдыха, теряющий глубину мысли и содержательность. При этом затрагиваются очень важные и актуальные в данный момент социально-философские и культурологические вопросы: социокультурные факторы, влияющие на современную музыкальную культуру; состояние, тенденции развития современного музыкального искусства; система выстраивания массовых музыкальных предпочтений, пути приобщения слушателя к музыке; роль музыкальных интересов современного человека в сфере искусства [6, с. 59–62].
Для ответа на данные вопросы необходимо понимать, что музыка является одной из важнейших аксиологических установок личности, ее мировоззрения, проявляющегося в векторе социальной активности общества, и прежде всего молодого поколения.
Сущность музыкальной культуры сформулировал музыкальный социолог А. Сохор, который подчеркнул, что в эту сложную систему входят: созданные музыкальные ценности, сохранённые в обществе; деятельность, направленная на сбережение, распространение данных ценностей; субъекты данного вида деятельности, их знания, навыки; учреждения, оборудование и инструменты, обеспечивающие эту деятельность [7, с. 10–21].
Основная сверхзадача композитора и исполнителя – способность музыкального произведения развивать творческий потенциал слушателя, стимулировать его самосознание, духовно обогащать личность, и это также одна из социально значимых функций. Прерогатива создателя музыкального произведения, безусловно, принадлежит автору, однако роль исполнителя не менее важна в вопросе донесения произведения до слушателя, оказания необходимого эмоционального воздействия на него; это связь трёх взаимодействующих в творческом процессе субъектов, неразрывно связанных друг с другом. В результате диалога между музыкантом и слушателем происходит их единение, определяется оценка музыкального творчества и психоэмоциональное единство, что также является одной из задач музыкального искусства в целом.
08 Мар 2023 в 20:21. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.