Просмотров 463
Первое, что стремится понять философ, это истоки конкуренции и вражды между людьми. Жирар находит их в «миметическом желании». Впервые свою гипотезу о «миметическом желании» он сформулировал в одной из ранних литературоведческих книг «Романтическая ложь и романная истина», анализируя творчество Стендаля, Пруста, Достоевского, Сервантеса и др. На литературном материале он показывает, что желание включает в себя не только субъекта (желающего) и объект (желаемое), но и посредника, дающего образец для подражания. Так, чтение рыцарских романов приводит к тому, что у героя Сервантеса появляется желание вести жизнь странствующего рыцаря. Эту же концепцию Жирар применяет к исследованию сферы религиозного [3, с. 205].
Жирар различает «мимесис воспроизведения», когда повторяются отдельные жесты, мимика и т. д., и «мимесис присвоения», когда человек, видя, что другое живое существо из его сообщества стремится завладеть неким объектом, начинает, подражая ему, желать заполучить этот самый объект. Когда желание присвоить один и тот же объект охватывает всех членов сообщества, они превращаются в соперников, и возникает «миметический кризис», состояние войны «всех против всех». Выход из него осуществляется через обряд жертвоприношения.
Все человеческое, согласно Жирару, возникло из сферы «религиозного», которая соотносится со священным и жертвенным. Жертвенное он рассматривает как способ нейтрализации разнонаправленных импульсов насилия, превращения насилия в единодушное, сосредоточенное на едином для всех объекте. Такое жертвенное насилие, как считал Жирар, перестает быть разрушительным и становится «обосновывающим», поскольку благодаря ему воцаряются разрядка и мир. Ритуальное насилие воспринимается как «приказ бога», как священная обязанность. Философ говорит о необходимости осознания разницы между «жертвенным» и «нежертвенным» насилием, так как последнее не приводит к миру, а порождает новое насилие.
Итак, универсальным механизмом самозащиты общества от насилия является сосредоточение на избранной жертве. Эту мысль Р. Жирар развивает и в работе под названием «Козел отпущения». Речь идет о коллективных гонениях, таких как избиение евреев во время Черной чумы, актах насилия вроде охоты на ведьм, политическом терроре во время Французской революции и т. д. Гонения эти рождаются преимущественно в периоды кризиса, которые ослабляют нормальные институты и содействуют образованию толп, спонтанных скоплений народа, склонных либо полностью замещать ослабленные институты, либо оказывать на них непреодолимое давление.
15 Фев 2017 в 10:34. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.