Просмотров 445

Жирар выделяет также критерии отбора жертв. Часто мишенью для большинства становятся этнические и религиозные меньшинства. В Индии гонениям подвергаются прежде всего мусульмане, а в Пакистане — индуисты. Таким образом, Жерар констатирует наличие стереотипов жертвенного отбора, выделяя наряду с культурными и религиозными критериями критерии чисто физические: болезнь, безумие, врожденные уродства, случайные увечья и даже обычные физические недостатки. К маргинальности отверженных он прибавляет «центральную маргинальность» богатых и власть имущих. Примером здесь может служить казнь Марии-Антуанетты: она не только королева, но еще и иностранка (австрийское происхождение). Трибунал, который ее приговорил, находился под сильным влиянием парижской толпы.

С каким бы письменным свидетельством мы ни сталкивались, его можно проанализировать, согласно Жирару, с учетом следующих  пунктов: 1) насилие реально; 2) кризис реален; 3) жертвы выбраны не в силу преступлений, которые им приписаны, а в силу их виктимных (жертвенных) признаков и их, якобы, причастности к кризису; 4) смысл гонения — переложить на жертв ответственность за кризис и воздействовать на него, либо уничтожив названные жертвы, либо исторгнув их из общины, которую они «оскверняют» [1].

Обращаясь к мифам и осуществляя их анализ, Р. Жирар находит в них материал для иллюстрации «гонительских стереотипов». Он создает новый способ толкования мифов, иной, чем у З. Фрейда и К. Леви-Строса. Так, Жирар интерпретирует трагедию Эдипа в свете миметических отношений. Чума терзает Фивы — это первый гонительский стереотип. Эдип виновен, потому что он убил своего отца и женился на своей матери, — это второй стереотип. Оракул утверждает, что для прекращения эпидемии нужно изгнать гнусного преступника, то есть гонительский тип причинно-следственной связи налицо. Эдип хромает.  Он явился в Фивы никому не известным чужестранцем. Он сын царя и сам царь, законный наследник, соединяя периферийную и центральную маргинальность. Болезнь Эдипа, его прошлое оставленного ребенка, его положение чужестранца, царя превращают его в настоящий конгломерат виктимных признаков [Там же]. Таким образом, в мифе об Эдипе Жирар видит отражение закономерности существования человеческого общества: регулирование агрессивных импульсов посредством локального жертвоприношения для предотвращения  неконтролируемой жестокости и устойчивости социума.

15 Фев 2017 в 10:34. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв