Просмотров 92
Александр Птушко – автор множества теоретических трудов, посвященных трюковым и комбинированным съемкам, а также мультипликации. В частности, одна из самых известных работ, которую до сих пор изучают в кинематографических вузах – «Комбинированные и трюковые киносъемки» (в соавторстве с Николаем Ренковым).
Дочь режиссёра Наталия Птушко вспоминала о том, что Уолт Дисней, увидев «Нового Гулливера», прислал отцу восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!» На что Александр Птушко ответил, что он – «русский человек и никуда из России не уедет».
Среди тех, кто своим творчеством прославил Луганск, и наш земляк Михаил Львович Матусовский (1915–1990), который вошел в советскую литературу как поэт-песенник. Песни на стихи М. Матусовского стали летописью целой эпохи. «Песня – самый дорогой для меня жанр, который почему-то принято относить к жанрам малым или легким, но без которого невозможно представить человеческую жизнь. Будь на то моя воля, я писал бы слово „песня” с большой буквы», – писал поэт [4, c. 13].
Список песен, созданных на стихи Михаила Матусовского, огромен. Их более трехсот. Он работал с такими выдающимися композиторами, как Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой, Тихон Хренников, Вениамин Блантер, Михаил Фрадкин, Никита Богословский, Александр Островский, Александра Пахмутова и мн. др. Наибольшее количество песен поэт создал совместно с композитором Вениамином Баснером [2, c. 10]. Исполнителями песен Матусовского были Марк Бернес, Владимир Бунчиков, Владимир Маркин, Андрей Миронов, «Песняры», Владимир Трошин, Леонид Утесов, Дмитрий Хворостовский, Эдуард Хиль.
Песня «Вернулся я на родину», по мнению Матусовского, первое из его произведений, получивших определенную известность среди слушателей (которая, к слову, и сегодня иногда звучит по радио), была написана в содружестве с композитором Марком Фрадкиным. Она была сложена сразу же после воины, авторам хотелось передать в ней настроение сверстника, вынесшего все испытания и тяготы, выжившего всем смертям назло и возвращающегося, наконец, в милые заветные края. Композитор, когда писал музыку, видел свой город, а поэт представлял себе Ворошиловград, улицу Заречную и свою маму «в простой домашней кофточке, в косыночке горошками». Так уж вышло, что первая песня Матусовского тоже связана с родным городом. «Я был счастлив и горд, когда ее начал петь Леонид Утесов. Он, как никто другой, сумел понять характер и настроение песни. После него я поверил в силы и возможности песни», – писал Михаил Матусовский [1, c. 1].
В 1954 году на экраны вышел фильм И. Пырьева «Испытание верности», кинодрама о непростых человеческих судьбах, о любви и разлуке, измене и преданности. Большую популярность сразу же приобрели песни «Не забывай», «Поручение» и «Пишите нам, подруги». Мелодия Дунаевского легко сочеталась с прекрасными стихами Матусовского [4, c. 307].
Экранизация романа В. Кожевникова «Щит и меч» (четырехсерийный фильм, Мосфильм, 1967–1968) объединила в творческий союз М. Матусовского, В. Баснера и В. Басова. В многоплановой киноэпопее авторы стремились воссоздать обобщенную картину интернациональной борьбы с фашизмом на незримом фронте, раскрыть ее глубокий идейно-политический смысл.
Значительная роль в создании эмоционально напряженной атмосферы фильма принадлежит музыкальной обработке. Все четыре серии объединяет мелодия песни «С чего начинается Родина?». Ее интонации проходят через весь фильм как музыкальный образ далекой Родины, мысль о которой неизменно возникает у разведчиков в самые трудные критические моменты их деятельности, требующие максимальной концентрации всех душевных и физических сил.
19 Окт 2022 в 11:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.