Просмотров 71

УДК 77.7.07-05

Е. С. Беломоина

Среди разнообразных феноменов, характеризующих региональную культуру, кинематограф занимает особое место. В силу своей синтетической природы киноискусство позволяет открывать новые культурные грани, ускользающие в случае иных форм осмысления действительности. При этом нельзя не отметить крайне скудную информацию об особенностях регионального кино, к которому мы относим тип кинопроизведений, чья идейная и художественно-образная структура детерминирована самобытными чертами некой локальной (региональной или национальной) культуры. В данной статье мы рассмотрим Луганщину как малую родину тех, кто впоследствии повлиял на развитие отечественного и мирового кинематографа, а также попытаемся выявить тематическую специфику и ее основания, полагая, что характерные сюжетные интенции обусловлены особенностями данного региона.

История советского и российского киноискусства знает немало имен наших земляков, ставших известными всему миру. Если говорить о людях, которые внесли весомый вклад в развитие кинематографа и тем самым прославили город Луганск, начинать, конечно же, следует с нашего земляка, режиссера-мультипликатора Александра Лукича Птушко (1900–1973). Он занял уникальную нишу в отечественном кинематографе. Александр Птушко адаптировал в своих работах зарубежную классику: в 1935 году вышел на экраны прославивший его мультипликационно-игровой фильм «Новый Гулливер», сочетающий в себе мотивы сатирико-фантастического романа Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера в страну лилипутов», элементы советской действительности и даже фатальное пророчество об ужасах формировавшегося в то время фашизма и гитлеровского национал-социализма. Александр Птушко умел отлично обращаться с фольклором — ему принадлежат блестящие экранизации былин и народных сюжетов: «Садко» (1952), «Илья Муромец» (1956) и «Сампо» (совместная советско-финская постановка по мотивам карело-финского эпоса «Калевала», 1958). Режиссер-мультипликатор работал и на пересечении жанров. Он принимал участие в создании одного из первых советских фильмов ужасов «Вий» (1967) по одноименной повести Н. В. Гоголя в качестве соавтора сценария, художественного руководителя, постановщика комбинированных съемок и трюковых сцен. Кроме того, Птушко был постановщиком комбинированных съемок на многих картинах, в числе которых знаменитая приключенческая лента Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» (1933) по одноименному роману Ж. Верна.

Фантастическое и сказочное кино требует от создателей превосходного владения техническими приемами, это та область кинематографа, где они наиболее востребованы и ярко проявляются. Александр Птушко – признанный новатор в этой области. Помимо виртуозной работы над комбинированными съемками и трюковыми сценами он известен как создатель первого советского звукового мультфильма («Властелин быта», 1932), первого в мире полнометражного кукольного мультфильма («Новый Гулливер», 1935) и первого советского широкоэкранного фильма со стереозвуком, то есть с объемным звуком, при котором создается иллюзия звуковой перспективы с сохранением направления на разные источники звука («Илья Муромец», 1956). Кроме всего прочего, Александр Птушко был мастером сочетания мультипликации и актерских сцен в кино.

Александр Птушко умел отлично обращаться с фольклором: ему принадлежат блестящие экранизации былин и народных сюжетов: «Садко» (1952), «Илья Муромец» (1956) и «Сампо» (совместная советско-финская постановка по мотивам карело-финского эпоса «Калевала», 1958).

19 Окт 2022 в 11:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв