Просмотров 74

В культуре советского периода молодогвардейцы были сакрализированы как герои. Их героизм проявлялся в конкретных делах – распространении листовок, вывешивании красного флага, уничтожении списков лиц, отправляемых в Германию на принудительные работы. Листовки, которые они распространяли, поражали читавших их жителей Краснодона силой правды в словах. В обстановке оккупационного режима и пропагандистской лжи такие листовки представляли собой единственную отдушину для населения города. Они были подобны глотку свежего воздуха в затхлой атмосфере оккупации. Тексты листовок «Молодой гвардии» призывали население Краснодона не исполнять распоряжения немецких властей. Они сообщали краснодонцам об истинном положении дел на фронтах Великой Отечественной войны. А. А. Фадеев пишет об исключительной значимости «маленького листка, вырванного из школьной тетради, на краю кишащей людьми базарной площади» [Там же, с. 530] для пробуждения «ярости благородной», сознания и воли советских людей к освободительной борьбе. Листовки молодогвардейцев вселяли в души жителей Краснодона надежду на скорое освобождение родной земли.

Тема предательства также заострена в романе А. А. Фадеева. Предатель – это тот, кто отказывается от истинного, сокровенного, подлинного, родного в пользу чужого. Предатель идёт служить к врагам за материальный достаток, вознаграждение, минутную выгоду или какие-то другие материальные блага. «Архетипом» предателя в христианской культуре является один из 12 апостолов – Иуда, получивший за предательство Христа 30 сребреников. В романе «Молодая гвардия» такими иудами выступают полицаи, среди которых особую ненависть населения вызывает Игнат Фомин. Сцена казни молодогвардейцами Игната Фомина является одной из наиболее ярких сцен романа. Казнь изменника Родины, наряду с моментом принесения клятвы, выступает как ступень посвящения в подпольную организацию. Пройдя обряды инициации, молодогвардейцы окончательно утверждаются в правоте своего выбора. Теперь пути назад у них нет.

Раскрывая тему предательства, А. А. Фадеев, как и другие советские писатели того времени, стремится разрушить основы индивидуалистического мировоззрения, которое является важнейшей составляющей мировоззрения западного общества. Индивидуализмом буквально пропитаны все романы европейских и американских писателей, посвящённые Второй мировой войне. Среди них особо следует выделить такие произведения, как «Тонкая красная линия» Дж. Джонса, «Дороги свободы» Ж.-П. Сартра, «Нагие и мёртвые» Н. Мейлера. Европейские и американские писатели ХХ века, рассматривающие в своих произведениях проблему «человек и война», разделяют основные постулаты философии экзистенциализма. Они показывают героя-одиночку, вступившего в неравную схватку с врагом, причём часто не имея соответствующей мотивации для своего выбора. Так, герой трилогии Ж.-П. Сартра «Дороги свободы» Матье Делорю стреляет в толпу немецких солдат, преодолевая этим свой комплекс неполноценности и осуществляя свободный выбор, за который он несёт ответственность только перед собой.

В отличие от произведений писателей Запада, в романе А. А. Фадеева индивидуализм всячески развенчивается. Совершенно не случайно, что предателем в романе А. А. Фадеева выступает индивидуалист Стахович. В характере этого персонажа писатель подчёркивает, в первую очередь, следующие черты: «С детских лет он привык себя считать незаурядным человеком, для которого не обязательны обычные правила человеческого общежития». Стахович «мог даже совершить истерически-героический поступок на глазах у людей, ему близких или обладающих моральным весом. Но при встрече с опасностью или с трудностью один на один он был трус» [1, с. 781]. В отличие от других молодогвардейцев, которые жили «с Родиной в сердце», Стахович выше всего ценил собственную индивидуальность. Поэтому в результате пыток в фашистских застенках он был духовно сломлен. Врагам в конечном счёте удалось полностью подавить его волю и сыграть на его слабостях. А. А. Фадеев подчёркивает, что человеку с индивидуалистическим мировоззрением практически невозможно противостоять огромной разрушительной силе нацизма. То, что произошло со Стаховичем, не могло произойти с другими членами подпольной организации, обладающими твёрдостью характера и живущими на основе коллективистского принципа «жить не только для себя».

19 Окт 2022 в 11:12. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв