Просмотров 74

Важнейшей темой романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» является также тема сакральной жертвы. В «героическую эпоху» существования Советского государства, связанную с революцией, Гражданской войной и особенно с Великой Отечественной войной, сакрализация жертвенности была исключительно важна. Многие погибшие за утверждение идеалов «Нового мира», в силу характера своей бескорыстной жертвенности, уподоблялись религиозным мученикам за веру. Известная песня революционного времени даже начиналась словами: «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В отличие от канонизированных церковью страстотерпцев, революционеры и воины Красной армии, погибшие на фронтах двух войн, приносили в жертву свою жизнь за торжество общественных идеалов, главными из которых считались социальная справедливость и бесклассовое общество. Молодогвардейцы являлись борцами не только за утверждение коммунистических идеалов, но, в первую очередь, за освобождение страны от немецко-фашистских захватчиков. Одновременно они были и активными участниками истории, и сакральными жертвами, принесёнными на алтарь Великой Победы. В их героической деятельности на благо всего общества присутствовала высокая жертвенность, связанная с готовностью отдать свою жизнь за почитаемые ими ценности. Без жертвенности не была бы возможна победа советского народа в Великой Отечественной войне.

Как уже было сказано ранее, молодогвардейцы не были верующими людьми в сугубо религиозном смысле. Однако они являлись приверженцами коммунистической идеологии, которая имела некоторые общие черты с религиозной верой. О глубокой связи коммунистической идеологии с религиозным мировоззрением рассуждает Н. А. Бердяев в известной работе «Истоки и смысл русского коммунизма» [3]. Эмигрант Н. А. Бердяев даже готов увидеть позитивное значение коммунизма для истории России того времени: «По объективному своему смыслу происходящий процесс есть процесс интеграции, собирание русского народа под знаменем коммунизма» [Там же, с. 120]. Философ подчёркивает значение коммунистической идеологии для собирания русского народа в единое социокультурное пространство несмотря на то, что в основе данной идеологии лежит материалистическое миропонимание мира, основанное на европейском рационализме. Такая позиция коммунистической идеологии сходна с другими идеологическими построениями западной цивилизации и заключается в том, чтобы обустроиться именно в земном мире. На первый взгляд, она не содержит в себе тот потенциал сакрального, который несёт в себе любая религия, поскольку цели данной идеологии, как и большинства других европейских идеологий, связаны исключительно с процветанием общества в материальном смысле. Высокая жертвенность, связанная с достижением каких-то материальных благ, по сути, бессмысленна. Чтобы стать идеологией в высоком смысле этого слова, стать подобием «священного текста», коммунистическая идеология, базирующаяся на мифе материализма, крайне нуждалась в сакральной жертвенности, причём в первую очередь в жертвенности со стороны своих искренних приверженцев. Поэтому тема сакральной жертвенности отчётливо звучит во многих произведениях литературы и искусства советского периода, героями которых являлись люди, посвятившие себя революционным преобразованиям, защищавшие Родину и отдавшие за неё жизнь в годы войны. Хотя молодогвардейцы были комсомольцами и атеистами, их видение мира было во многом созвучным религиозному мировоззрению. Наряду с романом А. А. Фадеева «Молодая гвардия» наглядным примером, в котором проявляется «новая советская религиозность», является роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь».

В романе А. А. Фадеева есть несколько ярких сцен, связанных с сакральной жертвенностью. Надолго врезается в память сцена, в которой нацисты в городском парке заживо закапывают в землю шахтёров, отказавшихся выполнить распоряжение оккупационных властей об отгрузке угля. Концентрация тематики сакральной жертвенности связана с последними главами романа А. А. Фадеева, повествующих об аресте, пытках и казни молодогвардейцев. Автор пишет: «Их выводили небольшими партиями и сбрасывали в шурф по одному. И каждый, кто мог, успевал сказать те несколько слов, какие он хотел оставить миру» [1, с. 753].

19 Окт 2022 в 11:12. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв