Просмотров 124

В европейской художественной культуре многие процессы были связаны с открытиями начала XX века, когда возникло абстрактное, или беспредметное творчество. Символом нового понимания смысла и цели искусства стал «Черный квадрат» К. Малевича. Мастер словно черным экраном закрыл всю предыдущую историю искусства, предписав новый вариант художественного языка. В дальнейшем художник в своих теоретических работах писал, что он вышел на «ноль форм» и начал постройку новых форм из Ничего. Исследователь Л. Зорина отмечает: «Современная культурная ситуация требует от субъекта формирования способности к преодолению актуальных условий бытия в пользу возможности создания новой реальности и обретения нового единства, ускорению индивидуальности, „этовости”» [2, с. 5].

Гармонизирующий смысл культуры подчеркивает одну из ее важнейших особенностей – воспроизводство индивида как целостности, поэтому любую деятельность человека можно изобразить как процесс диффузии природного мира в социальный, но только тогда, когда он будет действовать на основе заданных ценностных ориентиров. Танец содержит в себе явно выраженное духовное начало, идею, образ. Так, Лукиан, автор первого серьезного трактата, посвященного танцу, писал, что «пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты» [5]. Кроме всего прочего, культура всегда нацелена на продуцирование диалогичности (коммуникации), а также на утверждение человеческой индивидуальности как ценности.

В области художественной теории противопоставление общепринятым взглядам не менее очевидно, хотя далеко не всегда выражено в развернутых и строгих теоретических построениях: время от времени их с успехом заменяют манифесты или программные выступления. Однако это совсем не означает, что современные концепции лишены глубоких корней в предыдущей культуре, речь должна идти, скорее, о нестандартных предпосылках.

Танец как вид искусства, в современном его понимании, появляется на определенном этапе генетической, когнитивной и культурной эволюции человечества. С этой точки зрения искусство танца охватывается широким понятием «хореографическая культура». С. Легкая определяет, что понятие «хореографическая культура» – комплекс, связанный с танцем: танцевальное искусство, наука записи, творчество постановщиков, научное осмысление танца, система хореографического образования [4, с. 28–37].

30 Дек 2020 в 10:55. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв