Просмотров 130

Этнокультурная идентичность – это самоосознание людей своей принадлежности к культуре одного народа. Под этнокультурной идентичностью следует понимать «сложный социально-психологический феномен, содержание которого определяет осознание (как индивидуальное, так и коллективное) общности и единства локальной (этнонациональной) группы на основе разделяемой культуры, психологическое переживание этой общности, культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные» [1, с. 13]. Как утверждает И. В. Малыгина, этнокультурная идентификация обусловлена психологической потребностью человека в упорядочении представлений о себе и своем месте в картине мира, подсознательным стремлением к преодолению разрыва первоначального синкрезиса, к обретению единства с окружающим миром, которое достигается в замещенных формах (языковой, религиозной, политической и др.) общности посредством интеграции в культурно-символическое пространство социума. «Этнокультурная идентичность в максимальной степени удовлетворяет психологическую потребность человека в адаптации, поскольку позволяет ощущать себя интегрированным в окружающий мир посредством переживания сопричастия своей этнокультурной группе, как в актуальном аспекте, так и в контексте исторической преемственности и перспективы» [1, с. 13–14]. Такой подход позволяет утверждать, что сущность этнокультурной идентичности обусловлена базовыми свойствами культуры.

До сих пор сложно однозначно сказать, что такое русская идентичность, в нашей науке и публицистике уже долгое время совершенно бессмысленно ломаются копья вокруг различных критериев «русскости» – биологического, генетического, социокультурного, идеологического, гражданского, политического и т. п. Отдельные авторы пытаются пойти дальше проблемы критериев и разработать лекала для формирования какой-либо русской общности – этноса, нации, государства, империи. При этом происходит смещение фокуса: вместо русской идентичности в центр помещается уже конкретная общность, и все концептуальные построения отталкиваются от неё. Чаще всего нация и национализм как форма начинает преобладать, и различного рода мыслители ударяются в поиск того, что определяет нацию, вместо того чтобы искать то, что определяет или может определить её русскую специфику.

Что такое русская идентичность, в чем ее сущностное основание? Русский историк, один из создателей науки этнологии Л. Гумилев изучал вопросы этногенеза, ставя во главу угла биоэнергетическую доминанту этноса, которую он назвал пассионарностью, как основу внутреннего неосознанного стремления к жизни, к развитию. Гумилев считал, что этнос – это в определенном смысле биологически единый организм, с разными фазами существования, в основу которых положено трехэтапное развитие – детство, зрелость и старость. Гумилев рассматривает Россию не как государство, а как цивилизацию. В российском научном дискурсе впоследствии закрепилась эта принципиальная позиция о том, что Россия – это не страна, а целая цивилизация. Ведь на территории России всегда жили люди разных этнических культур, разных религий, говорящие на разных языках, но объединенные единой русской идентичностью. Именно цивилизационная особенность русского народа сразу ставит все точки над «i», все вещи на свои места.

Русский народ создал великую самостоятельную цивилизацию, сравнимую с другими мировыми цивилизациями (как правило, с европейской или западной). Русская идентичность – это идентичность цивилизационная, и, соответственно, Россия определяет себя по симметрии или асимметрии к Западной Европе. Европа ведь тоже цивилизация, а не одна страна, это западная европейская цивилизация.

19 Окт 2022 в 11:43. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв