Просмотров 66

Русская ментальность как цивилизационная составляющая противоположна западной, как солнце противоположно луне, что, собственно, отражается и в особенностях языка и поведения человека. Поэтому «русский» – это не национальное понятие, а ментальное, более того, полиментальное. Полиментальность есть сущностная характеристика именно русской культуры, объединяющей большое количество этнических и религиозных культур. Полиментальность определяется ментальной идентичностью, например, русский украинец, русский чеченец, русский немец. С какой цивилизацией себя человек отождествляет, такой идентичностью и обладает. Как говорил В. В. Путин: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин…» Полиэтничность есть сущностная основа единого полиментального пространства большой русской цивилизации.

Как определить русскую идентичность, по каким критериям? Существует множество подходов определения «русскости» (политико-гражданский, паннациональный, расово-антропологический, биогенетический, коммуникативно-языковой и др.). Этноидентификационный подход, к примеру, обращает внимание на этническое происхождение, т. е. русский по происхождению, по роду. Различные подходы могут быть рассмотрены в качестве способов выявления многогранной специфики русского народа в процессе его самоидентификации. Выделим наиболее существенные критерии русской идентичности.

Важным критерием определения русской идентичности является православная вера. Для верующего человека неоспорима принадлежность к русской православной вере в её разных толках. Но православными являются и представители многих других национальностей, а среди русских есть католики, протестанты, мусульмане и буддисты. Под «православным» понимается не столько приверженец соответствующего вероучения или прихожанин храма, сколько представитель особой, самобытной православной цивилизации, идентифицирующий себя с таковой. Этот критерий является более точным, нежели религиозно-конфессиональный. Русская православная цивилизация базируется на нерушимости традиционных как христианских, так и нравственных ценностей и устоев. Глубокие истоки православной философии, вырастающие из учений Григория Паламы, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, а также более современных философов и богословов, закладывают неразрывную связь христианской догматики с социально-нравственными идеалами поведения человека.

В исторической перспективе имеет значение и меняющееся содержание понятия «русский», самого слова «Русь» в смысле народа или государства. Есть много версий происхождения русских племен или, лучше сказать, древних славян, много разных аргументов, чаще прозападных ученых (норманисты, утверждавшие скандинавское происхождение Рюрика), которые писали нашу историю. Но есть и другой взгляд (на формирование которого оказали большое влияние Н. Карамзин, М. Ломоносов, В. Татищев и другие русские ученые). Например, некоторые исследователи обнаруживают связь древних ариев и древних славян или даже говорят об их единых корнях. Интересна история одного из первых поселений в уральских степях в III–II тыс. до н. э. – города Аркаим (его называют «первый город на земле»), народы которого впоследствии переселились на новые земли, а именно: в южном направлении – на территории будущей Индии и Афганистана, в западном – в Поволжье и Причерноморье. Уже в древних текстах Ригведы говорится о древнем белом народе, который жил по берегам реки Раса или Ра (а мы знаем, что древнее название реки Волга было именно Ра), на картах Мюнстера (немецкий ученый XVI века) Волга подписана как Ра.

19 Окт 2022 в 11:43. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв