Просмотров 162
Л. И. Кемалова
Современное общество, переживая глубокие экономические, социально-политические и культурные трансформации, оказывается в состоянии аномии, когда прежние ценности, нормы поведения, жизненные ориентиры и идеалы утрачивают свою значимость, а новые еще не утверждены. В этих условиях теряются прежние связи, утрачивается доверие между людьми, наблюдается дефицит ответственности, как личной, так и социальной. Само человеческое существование поставлено под угрозу, и эта угроза связана не только с тем, что люди находятся на грани выживания в силу нехватки сырьевых ресурсов и борьбы за них, но и с тем, что социальные отношения претерпевают кризис, обостряются различного рода фобии, растет недоверие человека к человеку, страх перед ним.
События последних десятилетий подчеркивают необходимость изучения вопросов, связанных с возможностью жить в многоэтничном, поликультурном обществе, воспринимая других не как чужих, а как иных, других, но имеющих такое же право на свой язык, культуру, традиции, как и остальные. Важно признать автономность и суверенность другого.
В свое время проблему другого рассматривали Гегель, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, Ю. Хабермас. Так, в частности, Ю. Хабермас считал, что основанием морального единства является коммуникация, в процессе которой мы признаем других как самих себя. Он разработал проект включения другого, основанный на стратегии баланса, на искусстве компромисса, на политике договоренностей.
В условиях кризисного состояния общества, связанного с переходным периодом, проблема другого приобретает особую остроту и требует решения. Парадоксальность сегодняшней ситуации состоит в том, что, несмотря на рост шовинистических и националистических настроений, большинство людей понимают, что нужно уважительно относиться к другим и что эти другие имеют право на свой язык, культуру, самобытность. Но при этом в конкретной ситуации обострения межнациональных или межконфессиональных отношений они способны нанести вред другому человеку, унизить его лишь на том основании, что он – другой, говорит на другом языке, обладает другим менталитетом. Такая ситуация порождает уродливое явление нашей современности – ксенофобию, т. е. неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим социальным группам, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам.
01 Июн 2016 в 09:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.