Просмотров 247

Эпоха Разума господствовала в европейской культуре вплоть до XX столетия, когда маятник качнулся в другую сторону. Две мировые войны показали, что в европейской культуре сильно иррациональное начало, которое больше нельзя игнорировать. Возникают концепции неклассической и постнеклассической рациональности (см. об этом в [6]), Новое время в европейской культуре заканчивается, и появляется постмодерн. Культура постмодерна проблематизирует разум, реабилитирует иррациональное и телесное.

Однако был в европейской культуре период хрупкого равновесия между сферами материального и духовного, когда они бурно развивались, но в то же время каким-то образом находились в гармонии. Этот период – эпоха барокко.

Все продукты некоторой культуры представляют собой системное единство, так как их производство и функционирование в обществе регулируется единой системой принципов. Эта система принципов воплощается в образной или символической форме. Символом эпохи барокко Ж. Делёз считает складку.

В своей работе «Складка. Лейбниц и барокко» Делёз обосновывает единство разных сфер барочной культуры Европы и формирование их согласно парадигме складки. Складка состоит из двух частей, которые хоть и разделены, но на самом деле связаны между собой и составляют единство. Один из главных принципов барочной культуры – разделять создаваемый объект на две сферы, каждая из которых выглядит максимально независимо от другой, и при этом обе подчиняются единому принципу. Любой продукт барочной культуры реализует максимальное разделение сфер наряду с максимальным их сближением, причем последнее превращается фактически в тождество. Делёз прослеживает действие этого принципа в барочном искусстве, архитектуре, манерах, музыке, математике, физике и показывает, что философское обоснование всего стиля барокко дал Лейбниц.

В барочном изобразительном искусстве складка – самый любимый образ эпохи, который встречается как в живописи, так и в скульптуре. Барочное изобразительное искусство Делёз анализирует на примере творчества Тинторетто и Эль Греко, Йогана Йозефа Кристиана, Бернини и Гужона. Персонажи картин и скульптурные группы, предметы мира, изображенные в произведении барокко, делятся на две группы, принадлежат двум разным сферам – телесному и духовному, природному и разумному, земному и небесному. Эти сферы резко разделены, и каждая доводится до своей полной реализации – земное и физическое уходит корнями в глубь материального, а небесное и духовное воспаряет ввысь, полностью отрываясь от земли. Тем не менее в своей законченности и оторванности друг от друга обе эти сферы представляют собой один и тот же мир, они не просто родственны и связаны, а нераздельно выражают одно и то же [1, с. 53, 211].

18 Апр 2019 в 13:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв