Просмотров 248

В своей математике Лейбниц прямо использует термин «складка», или «инфлексия». Для Лейбница инфлексией является любая точка. В геометрии со времён Эвклида точка не имеет длины и ширины, однако представляется при рассуждениях как маленький кружок исчезающего радиуса. Лейбниц критикует такое понятие точки у Декарта и других современных ему математиков и предлагает понимать точку как инфлексию, не миниатюрный круг, а миниатюрный касп [1, с. 27]. Такая гибкая точка динамична сама по себе, составленным из таких точек прямым и фигурам изначально присуща сила, действие, а значит – душа. Используя парадигму складки, Лейбниц гармонично объединяет обе сферы, духовное и материальное.

Гармония является центральной категорией философии Лейбница. Идея предустановленной гармонии – несомненный вклад ученого в философию. Предустановленная гармония соединяет две сферы сущего, которые разделены в концепции Декарта. Лейбниц принимает исходную посылку картезианского дуализма: вещи протяжённые и вещи мыслящие никак не могут взаимодействовать между собой. Протяжённые вещи подчиняются законам природы, а мыслящие вещи мыслят по закону свободы. Чувства, переживания, перцепции, рассуждения совершенно независимы от сферы материального. В таком случае почему же в тот момент, когда мы хотим взять стакан воды, рука берет стакан? Желание относится к сфере мысленного, рука с её мышцами и костями полностью принадлежит сфере физического. Лейбниц отвечает: эти две сферы были приведены в гармонию Господом от начала бытия. Еще до того, как Адам сорвал яблоко с древа познания, Господь знал, что в такой-то момент вы совершенно свободно и без принуждения захотите взять стакан воды, и он устроил мир таким образом, что вся цепь природных явлений привела к движению вашей руки именно в этот момент. Таким образом, предустановленная гармония Лейбница тоже следует парадигме складки – две сферы развиваются абсолютно различно, каждая по своим законам, но в результате образуют гармоническое единство, оказываются одним и тем же миром.

В конце жизни Лейбниц пишет «Монадологию», работу, в которой он развивает и окончательно формулирует свои идеи по этому поводу. Философия Лейбница приводит его к тому, что духовное и физическое едины – материя пронизана силами, силы изначально духовны. Однако едины эти сферы не как две субстанции, а как монады – отдельные предметы. Каждая внутримировая вещь представляет собой монаду, с более или менее ясным сознанием и перцепцией [1, с. 147]. Взаимодействие между монадами невозможно, монады не влияют друг на друга. То, что мы считаем их взаимодействием, на самом деле результат предустановленной гармонии. В пределе Лейбница можно понять следующим образом: полено раскалывается не потому, что его ударили топором, а потому что изначально в его структуру была заложена программа расколоться именно в этот момент. Тем не менее концепция предустановленной гармонии Лейбница логична, продуктивна, и самое главное – выражает дух своего времени, эпохи барокко, когда в европейской культуре была возможна гармонизация противоположных сфер.

18 Апр 2019 в 13:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв