Просмотров 38

Мы еще плохо представляем себе будущее нашей цивилизации, основанной на цифре и роботах. Заменят они всех нас или убьют все человеческое в человеке – мы не знаем. Но Человечество знает, как развивался Логос жизни на планете Земля, и то, благодаря чему удалось сохранить жизнь и все живое. Это ли не оптимизм красоты и всего прекрасного?

Работа Конгресса была организована в восемнадцати секциях. Среди них такие, как «Новые практики художественного синтеза», «История эстетизации от Канта до XXI века», «„Советское” как эстетический феномен», «От технической эстетики до эстетической практики в дизайне», «Медиаэстетика», «Массовая культура в российской версии: уникальность и универсальность» и др.

Далее остановлюсь на идеях, высказанных учеными в двух важнейших с точки зрения эстетической теории практики секциях: «Чувственность как проблема эстетики» и «Эстетическое образование и эстетизация образовательной среды».

Известно, что еще в XVIII веке А. Баумгартен в противовес этике и логике основал эстетику как науку о чувственном познании мира и искусства. Поэтому проблемы эстетических эмоций, чувств, вкусов, идеалов и других форм эстетического сознания всегда были в центре научных интересов ученых-эстетиков.

Профессор Д. А. Ольшанский (Санкт-Петербург) анализировал связи нейрофизиологии и возникновения эстетического чувства. Наука не оспаривает факт формирования эмоций за шесть месяцев до рождения ребенка, в утробе матери. Положительные и отрицательные эмоции формируются у будущего младенца в тесной связи с эмоциональной жизнью его мамы. Однако эмоции – это не врожденный феномен. Они конструируются из опыта эмоциональной жизни. Именно культурный контекст порождает удрученность, сплин, хандру, скорбь, меланхолию, траур. Правильные культурные модели способствуют выработке гормона удовольствия – эндорфина на уровне головного мозга. Если ребенка не обучать чувству стыда или любви, то они не возникнут. Эстетические чувства надо воспитывать, иначе общество получает незрелую личность. С такой позицией солидарны М. А. Иванов и Н. П. Волкова (Москва).

Эстетическая чувственность имеет врожденные биологические предпосылки, но ее формирование опосредовано культурой, эмоциональными переживаниями от объектов. История эстетики знает множество идей, проясняющих сущность эстетической чувственности. Среди них теории ценности (Л. Н. Столович), незаинтересованности (И. Кант), выразительности (А. Ф. Лосев). Одновременно существуют и квазиэстетическая чувственность и квазиэстетическое наслаждение. Например, разрушение башен-близнецов в Нью-Йорке – это идеально спланированное убийство, и оно выразительно. Однако невозможно эстетическое отграничить от морали, истины, ценностей.

Ксения Федорова (Лейден, Германия) представила свою книгу «Tactics of interfacing. Encoding affect in art and technologe». Речь в ее докладе шла о современных медиа, которые балансируют между магией и технологией. Акт эстетический проходит путь от чувственного опыта к смысловому суждению. Сам акт чувствования – это перецептивное переживание, фиксация момента перемены состояния системы. Речевые акты и воображение человека всегда имеют в потенции чувственное основание. Одновременно акт чувствования содержит в себе предпосылки действия, производства эффектов и аффектов. Были приведены современные произведения, где любые действия художника, представленные через современные цифровые медиа, могут подаваться как факты искусства.      

Название доклада А. Е. Радеева (Санкт-Петербург) «Машина эстетической чувственности» отвечало на вопросы: как функционирование чувственного опыта приводит к эстетическому опыту? где, когда, как совершается переход от чувственного к эстетическому и возникает эффект эстезиса? как возникает анагоге или возвышение сознания? Аналитики эстетического опыта предполагают либо внешние, либо внутренние основания. А. Е. Радеев еще раз представил свою научную концепцию эстетического опыта как чувственного опыта формы многообразного.

09 Апр 2022 в 23:33. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв