Просмотров 38

Бесспорно, в России бережно сохраняются и развиваются многие эстетико-воспитательные традиции во многих замечательных детских художественных коллективах. Тем не менее количественно и пространственно еще не срабатывает принцип «Максимум разумности и максимум воспитанности». Эстетика и эстетическое воспитание красотой – это самая популярная социокультурная форма. Подобно тому как обучение детей музыке начинают с самых простых народных песен, начинать эстетическое воспитание следует с самых простых форм этикета, учить детей вежливым словам и правилам. В этикете универсально соединяются правила нравственности и красоты. Он делает нашу жизнь гораздо радостнее и счастливее. Правилам культурного поведения учат в детском саду и школе. Затем о них нередко забывают в средней и в высшей школе, в семье, на производстве, в общественных местах. Так воспитывается малокультурная молодежь. Ее портрет – это отражение коллективного портрета общества в целом. Следовательно, создание коллективной системы эстетического воспитания и образования – это забота не только государства, но и общества в целом, каждого его члена. Для решения данной задачи нужно готовить в рамках магистратуры, аспирантуры, докторантуры высокопрофессиональные кадры философов, эстетиков, педагогов, критиков и знатоков искусства. Именно они владеют всей палитрой эстетического знания в историческом и современном аспектах. Они знают научную литературу, читают на иностранных языках, следят за современной проблематикой.

Украшением Конгресса были две открытые лекции зарубежных ученых: «Киноискусство и „regress us ad infinitum”» И. П. Смирнова (Германия) и «Поэтическое вне поэзии» М. Н. Эпштейна (США). Оба лектора поразили аудиторию не только своими знаниями искусства, научной эрудицией, особой атмосферой эстетизма, но и общими проблемами, вопросами, поставленными независимо от рассуждений другого. Несмотря на то, что в одном случае материалом для эстетических суждений выступал кинематограф, а в другом – поэзия и моменты новой поэтизации современной жизни, обоих ученых волновал один и тот же вопрос: куда идет искусство и какова роль поэтического (эстетического) в будущем человечества?

И. П. Смирнов вынес однозначно пессимистический вердикт современному кинематографу. Упадок и кризис здесь обусловлены тем, что он больше не решает гуманистических и эстетических задач. Цель современного кино – или развлекать, или держать зрителя в постоянном нервно-шоковом состоянии. Если в традиционном искусстве герой побеждает Мир, то современное кино, тотально зависящее от развития техники, несет и становится все более регрессивным. В нем все более обнаруживается недостаточность человека и дефицит субъективности. Отсюда бедность современного кино, его экспериментальная технологичность, продиктованная массовым спросом, и опасная для сознания человека художественная невыразительность.

Об уменьшении поэтического в современном мире, и не только самих стихов, в своей лекции говорил М. Н. Эпштейн. С одной стороны, сегодня мы наблюдаем депоэтизацию нашего мира, ибо поэзию вытесняет не только техника, экономика, политика, наука, но и угроза нескончаемой пандемии. Мы испытываем глобальную неопределенность и не понимаем, как и чем можно наслаждаться в этом неопределенном бытии и как идти вперед? Радоваться или страдать в такой неопределенности? Если техника сегодня преображает материю и играет с ней, то новая жизнь, по утверждению М. Н. Эпштейна, рождает новое свойство поэзии – автопоэзис на всех уровнях бытия. Говоря о генной инженерии на уровне растений, животных и даже человека, мы можем говорить о «парении» генов. Здесь жизнь сама несет свойство поэзии. В современном человеке также происходит поэтическое перемешивание многих человеческих индивидов и перенос свойств одного человеческого индивида на другого. Отсюда современный индивид гораздо более многогранен, чем раньше, поскольку вбирает свойства других людей и становится все более поэтичным. Он как бы играет многих других людей. Полиморфность современной жизни заставляет его проживать много жизней. Он освобождается от односторонности и утилитарности. Новая социопоэйя как бы фиксирует «разбегание» поэтического во всех и во всем. Поэтический полиморфизм – это одно из проявлений свойств рассмотрения современного эстетического поля.

09 Апр 2022 в 23:33. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв