Просмотров 24

И в настоящее время музыканты также довольно успешно применяют импровизационный метод в своей работе. Успех концертмейстера во многом зависит от его способностей. Музыкант должен не только обладать техническими данными, но и творчески подходить к подбору музыкального сопровождения.

О требованиях к профессии концертмейстера Н. Ревская пишет: «…придумать нужную музыку, исполнить ее, перестраиваться на ходу, ловить каждое слово педагога-хореографа. Кроме того, подбирать красивые мелодии, перекраивать музыку на квадрат, всегда быть в тонусе, своей энергетикой помогать ученикам более выразительно исполнять упражнения» [4, с. 5].

Занятия начинаются и заканчиваются поклоном. Перед началом упражнения проигрывается preparations – вступление, чаще всего состоящее из двух тактов, которое подводит танцоров к началу движения. Импровизация подразумевает сочинение мелодии, ее гармонического склада, ритмического рисунка, темпа, фактуры. Подбирая музыку к хореографическим комбинациям, концертмейстер обращает внимание на ясность мелодии, она должна быть выразительной, хорошо прослушиваемой и запоминающейся; при этом необходимо соблюдать квадратность – четное количество тактов. Не смотря в ноты, пианист поддерживает танцоров своей музыкой, в случае необходимости может расширить или замедлить музыкальное сопровождение, подвинуть в темпе согласно характеру данного упражнения. Например, если в Adagio нужно показать медленное опускание ноги, в музыке можно использовать ниспадающий хроматический пассаж, украшающий данное движение. Для показа прыжковых комбинаций применяются трехчетвертные широкие мелодии, которые помогут танцорам использовать всю танцевальную площадку.

Навыки импровизации полезны и самому музыканту. Быстрая реакция на смену танцевальных движений способствует развитию его образного мышления, памяти, исполнительского мастерства, преодолению технических трудностей. В процессе подбора концертмейстер должен уметь сочетать уже написанную композитором мелодию с собственным вариантом музыкального сопровождения. Главное при этом – придерживаться того же стиля, аккомпанемента в левой руке. Музыкант может продолжить заданный, но короткий фрагмент, увеличить его с четырех тактов до восьми, с восьми до шестнадцати, с шестнадцати до тридцати двух и т. д.

Применяя импровизационный метод, концертмейстер может начать с сочинения собственной мелодии соответственно танцевальным движениям. При этом наложить ее на заранее подобранную гармонию в левой руке. Например, в тональности до мажор (C-dur) в аккомпанементе выстраиваем тонику (1 ступень), разложенную на бас и аккорд, затем вторую ступень и доминанту, через доминант септаккорд (Д 7) переходим в тональность фа мажор (F-dur) и т. д. Такая раскладка может подойти к упражнениям четким и ритмичным. В этих упражнениях педагог меняет ритмический рисунок.

Концертмейстер может исполнить мелодию, акцентируя сильную долю и «затакт» согласно поставленной задаче. При этом танцоры должны хорошо слышать начало и конец музыкальной фразы. Эти упражнения имеют четкий характер. К упражнениям плавного характера: plie, battements fondu, adagio – подойдет музыка в медленном темпе, широкая, в размере 3/4 или 4/4. В левой руке можно разложить арпеджио, играть без толчков, а завораживающая красивая мелодия в правой руке поможет учащимся эмоционально станцевать поставленные комбинации.

Нередко преподаватель совмещает два разнохарактерных упражнения: например, battements fondu с battements frappes. Концертмейстеру нужно грамотно разложить музыкальное сопровождение, чтобы сначала звучала медленная тающая мелодия, исполненная легато, затем контрастная, акцентированная на стаккато. Музыкант должен уметь раздробить длинные целые или половинные ноты на более мелкие длительности, если того требует ритмический рисунок танцевальных упражнений. Музыка, подобранная к комбинационному упражнению grand battement jete, по своему характеру широкая, энергичная, поэтому музыкальное сопровождение маршеобразное, с аккордовой фактурой. Оно может быть исполнено на сильную долю (в такт) в первые годы обучения или из-за такта, где акцент ставится на последнюю ноту предыдущего такта.

Музыкант также должен учитывать жанровую стилистику произведения. При подборе музыки к вальсу необходимо соблюдать фактуру аккомпанемента в левой руке, здесь должен звучать бас и два аккорда. Что касается подбора музыкального сопровождения к прыжкам, то это могут быть всевозможные польки, разложенные по восьмым или шестнадцатым длительностям. Подобные игривые мелодии можно подобрать к таким прыжкам, как pas saute, pas echappe, pas assamble, changement de pieds. Исполняются эти прыжки в размере 2/4, но существуют и прыжки более широкие: grand pas de chat, sisson ouvert, grand jete. Для них подойдут мелодии в размере 3/4. Концертмейстер, подбирая музыкальное сопровождение к прыжкам, должен учитывать индивидуальные способности каждого танцовщика. В классическом танце существуют такие понятия, как баллон и элевация, что означает «большая высота прыжка»; не все танцоры могут прыгать одинаково высоко, поэтому и нужна музыкальная поддержка концертмейстера. Музыкант может своим сопровождением «затянуть» прыжок, помогая танцору как бы зависнуть в воздухе.

В последнем разделе урока классического танца, который называется Allegro, танцоры, помимо прыжков, исполняют различные вращения на середине зала. Как основу музыкального сопровождения пианисты применяют фрагменты из балетов. Придерживаясь ритмического рисунка, музыкант может сам подобрать подобные мелодии и выставить акценты согласно требованиям педагога. Таким вращениям необходима мелкая моторика в левой руке и легкая мелодия, исполненная приемом стаккато в правой руке.

29 Дек 2023 в 08:31. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв