Просмотров 24

Отметим, что не всегда использование готовых нотных примеров, написанных композиторами, соответствует построению танцевальных комбинаций. Поэтому очень важно включать в музыкальное сопровождение импровизационный метод подбора материала.

В своей книге «Концертмейстер балета» Г. Безуглая подчеркивает: «…пианист должен владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы движения выразительными средствами музыки» [1, с. 12]. В переводе с французского слово «импровизация» означает «внезапно». Это особый вид творчества, при котором музыкальный фрагмент или произведение создаются в процессе его исполнения.

Одним из важных моментов в деятельности концертмейстера является его умение бегло читать с листа, транспонировать. По утверждению Е. Шендеровича, концертмейстер «обязан быть широко эрудированным музыкантом, умеющим читать с листа и транспонировать» [6, с. 10].

Обращаясь к истории возникновения импровизационного метода подбора музыки, нужно отметить, что данный метод зародился еще в 20-х годах прошлого столетия. В то время работали такие выдающиеся педагоги-хореографы, как А. Ваганова, Н. Легат, концертмейстеры М. Пальцева, С. Бродская и др. Проанализировав труды выдающихся хореографов и концертмейстеров, можно сказать, что многие из них обращались в своем творчестве к импровизационному методу постановки танцевальных комбинаций и их музыкальному сопровождению. Согласимся с Л. Ярмолович, которая пишет: «Никакими „готовыми” фрагментами музыкальных произведений невозможно было озвучить бесконечное разнообразие сочиняемых ежедневно хореографических комбинаций так, чтобы установилось полное соответствие между комбинацией движений и музыкой» [7, с. 17].

Отметим, что выдающийся педагог, основоположник системы советской школы классического танца А. Ваганова достаточно требовательно относилась к музыкальному сопровождению занятий, не допускала несовпадений, добивалась полной гармонии танца и музыки. В своем учебнике «Основы классического танца» она пишет: «Необходимо добавить, что достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту выразительность, которая называется артистичностью» [2, с. 16]. Из чего следует, что на эмоциональность, воодушевленность танца в большой степени влияет музыкальный материал, соответствующий каждой танцевальной комбинации по характеру, метро-ритмической основе и динамике. Танцевальные комбинации должны развивать художественно-артистическую индивидуальность исполнителей.

В связи с этим имеет большое значение творческий контакт концертмейстера с педагогом, которые в своей работе свободно ориентируются в разнообразной и подчас очень сложной музыке классических композиторов, лучших образцах русской и зарубежной музыки балетного спектакля. Используя в своей практике отдельные отрывки балетных вариаций из произведений классического наследия, концертмейстер может эти фрагменты творчески переработать, т. е. на основе конкретного музыкального текста импровизировать в рамках учебной танцевальной комбинации.

Музыкальная импровизация на уроке помогает организовать упражнения в рамках определенного музыкального размера, темпа, ритма, отобразить специфику танцевального движения: его рисунок, характер, акценты, динамику. Все это в дальнейшем станет способом передачи образного и эмоционального содержания танца.

Музыкальные мелодии должны быть ясными и доступными для восприятия, выразительными – такими, чтобы они соответствовали возложенным на них педагогическим задачам и отвечали таким критериям, как технический уровень обучаемых, их возраст, творческие способности. Так у исполнителей постепенно формируется культура музыкального восприятия мелодий, осознание составных частей строения музыкального языка: мелодии, фразы, периода, предложения. Разнообразие примеров необходимо для того, чтобы приучить танцовщиков к смене характера музыки, ее индивидуальных оттенков, которые используются для одного и того же упражнения.

Совместную творческую деятельность педагога и концертмейстера характеризует умение быстро ориентироваться в конкретной ситуации, способность оперативно и правильно ее оценивать, импровизировать, при этом верно принимать решения на основе педагогического опыта, умений и эрудиции. Осознание внутренних закономерностей связи музыки и танцевальной пластики станет залогом успешной деятельности концертмейстеров, их творческой индивидуальности. Раскрыть содержание музыки поможет импровизационный способ подбора сопровождения для упражнений классического экзерсиса.

Одним из основоположников импровизационного метода в сопровождении упражнений был известный педагог балета Н. Легат. Его ученики вспоминали о том, что он, помимо педагогической деятельности, сам аккомпанировал на своих уроках. И делал это блестяще, с особой выразительностью и весьма профессионально с пианистической точки зрения. В его исполнении задавался характер каждому упражнению, четко выстраивалась метро-ритмическая основа, фразировка.

29 Дек 2023 в 08:31. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв