Просмотров 24

Концертмейстер может сочинить какую-то тему, а затем исполнить ее в разных упражнениях экзерсиса, меняя ритмический рисунок. Получаются вариации на заданную тему – один из вариантов подбора музыкального сопровождения. «В искусстве танца подлинно живое воображение и эмоции могут возникать и проявляться только в том случае, если исполнитель увлечен музыкальной темой, которая всегда оказывает огромное влияние на творческое состояние артиста», – пишет Н. Тарасов [5, с. 28].

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что импровизационный метод в качестве подбора музыкального сопровождения к занятиям по классическому танцу является одной из важных составляющих в работе концертмейстера.

Итак, основными принципами импровизации являются: 1) сочинение выразительной мелодии; 2) гомофонный гармонический строй фактуры; 3) метро-ритмический рисунок; 4) темп.

Импровизационный метод аккомпанирования чрезвычайно удобен для музыкального сопровождения урока классического танца. По мнению В. Костровицкой, ученицы знаменитого педагога-хореографа А. Вагановой, «соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией пианиста повышает качество урока» [3, с. 10]. Заданные хореографом комбинации требуют быстрого реагирования музыканта на ритмические и темповые особенности каждой из них.

Педагог и концертмейстер в своей творческой работе выполняют общую задачу по воспитанию разносторонней личности учащихся, прививая им любовь к искусству и потребность в эмоциональном восприятии музыки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Безуглая, Г. А. Концертмейстер балета : Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром : учебное пособие для вузов / Г. А. Безуглая. – Санкт-Петербург : Академия русского балета, 2005. – 218, [1] с. : ил., ноты. – (Труды Академии русского балета им. А. Я. Вагановой). – Библиогр. в конце кн. и в подстроч. примеч. – ISBN5-93010-024-1. – Текст : непосредственный.
  2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца : учебник для высших и средних учебных заведений искусства и культуры / А. Я. Ваганова. – [Изд. 9-е]. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2003. – 191, [1] с. : ил., нот. ; 21 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 5000 экз. – ISBN 978-5-8114-0223-6. – Текст : непосредственный.
  3. Костровицкая, В. С. Школа классического танца : учебник / В. С. Костровицкая, А. А. Писарев. – [3-е изд., испр.]. – Ленинград : Искусство, 1986. – 260, [1] с., [8] л. ил. ; 22 см. – 15 000 экз. – Текст : непосредственный.
  4. Ревская, Н. Е. Музыкальное оформление урока классического танца : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности хореографии и балетмейстерского искусства и учащихся фортепианных отделений музыкальных училищ / Н. Е. Ревская. – Санкт-Петербург : Союз художников, 2010. – 89 с. : ил., ноты. – Библиогр.: с. 89 (19 назв.) и в подстроч. примеч.  – Текст : непосредственный.
  5. Тарасов, Н. И. Классический танец : школа мужского исполнительства / Н. И. Тарасов. – [Изд. 3-е]. – Санкт-Петербург : Лань, 2005. – 492, [1] с., XVI c. ил. : ил. ; 21 см. – 2000 экз. – ISBN 5-8114-0591-X : 2000. – Текст : непосредственный.
  6. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе : Размышления педагога / Е. М. Шендерович. – Москва : Музыка, 2006. – 223,[2] с. : нот. ил. ; 22 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-7140-1288-4. – Текст : непосредственный.
  7. Ярмолович, Л. Принципы музыкального сопровождения урока классического танца / Л. Ярмолович. – Ленинград : Музыка, 1968. – 144 с. : ил., нот. ; 22 см. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 4500 экз. – Текст : непосредственный.

Подкаменецкая Т. Г. Импровизация – один из способов работы концертмейстера классического танца

В статье рассматривается важный компонент работы концертмейстера на занятиях классическим танцем – импровизация. Основанная на творческих навыках пианиста, импровизация должна отвечать общим задачам и целям, которые ставятся перед педагогом и музыкантом при подборе музыкального сопровождения.

Ключевые слова: музыкальное сопровождение, импровизация, классический танец, концертмейстер.

Podkamenetskaya T. G. Improvisation is One of the Ways in the Work of a Classical Dance Accompanist

The article examines an important component of the accompanist’s work in classical dance classes – improvisation. Based on the creative skills of the pianist, improvisation must meet the general tasks and goals that are set for the teacher and musician when selecting musical accompaniment.

Key words: musical accompaniment, improvisation, classical dance, accompanist.

29 Дек 2023 в 08:31. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв