Просмотров 10

Герои Стругацких рождались в постсталинскую эпоху и период оттепели, не неся в себе социальной иерархии, не приподнимаясь над обычными людьми. У Стругацких центральные персонажи предельно «несхематичны» (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством, рожденные эпохой «оттепели»). Уже с этой точки зрения значительная часть произведений братьев Стругацких не укладывалась в рамки стандартных или традиционных жанров. Помимо этого каждый их текст насыщен такой осязаемой тревогой не столько за будущее, сколько за настоящее человечества, что не всегда, а точнее, как правило, не находило понимания и поддержки у советской цезуры [3].

К таким произведениям, не находящим поддержки у советской цензуры, относится повесть «Гадкие лебеди», написанная в 1967 году и причисленная авторами к реалистической фантастике. Повесть прошла долгий путь к встрече с читателями, претерпев отторжения солидных и менее солидных издательств, растиражированная самиздатовским способом. Публикация в журнале «Даугава» в 1987 году была мужественным, едва ли не рискованным поступком со стороны редакции. Выйдя под другим названием «Время дождя», повесть стала в один ряд с «Собачьим сердцем» М. А. Булгакова, «Котлованом» А. П. Платонова, «Детьми Арбата» А. Н. Рыбакова. Публикация стала актом восстановления справедливости, заполнения «белых пятен» в нашей культуре [1].

Долгий путь этого социального памфлета к официальной публикации объясняется социальными изгибами студенческих волнений во Франции, вторжением советских войск в Чехословакию в 1968 году. Но повесть «Гадкие лебеди» братьев Стругацких не о них, а о вечных проблемах добра и зла, их носителях и истоках, о будущем бесконфликтном коммунистическом обществе с прогнозируемой молодёжью, светлыми стабильными перспективами.

Год создания этого произведения отразил переосмысление писателями-фантастами их отношения к идеям коммунизма. Слегка поулеглись социальные амплитуды постсталинского состояния и хрущёвской оттепели, когда до победы светлого коммунистического общества было совсем близко. Как казалось. Борьба идей старого и нового поколений, ошибки отцов и кристальная чистота детей, когда будущее прекраснее настоящего, облечены писателями в фантазийную оболочку, вмещающую их собственные размышления над вечными «проклятыми вопросами» человечества. Повесть для Стругацких стала демаркационной линией в отмежевании от коммунистической утопии и осознания того, что общество без стратификации обойтись не может в любой его конфигурации, что элита и остальное большинство существует. Социальная однородность есть блеф, живущий лишь в сознании теоретиков светлого коммунистического будущего и произведениях…фантастов. Ключевая фраза повести «Гадкие лебеди» «будущее создаётся тобой, но не для тебя» сфокусировала идею о сегодняшнем поколении как гумусе для поколения будущего. Только оценят ли такую очередную жертву те, кто придут в это светлое будущее и полагающие, что этот мир начинается именно с них.

Название повести оксюморонно, поскольку соединяет понятия гадкого утёнка и прекрасного лебедя. В словосочетании гадкого лебедя вмещается переход из одного состояния гадкости в другое состояние красоты. Ведь гадких лебедей не бывает. Но метаморфоза необходима для преодоления отторжения себя и принятия в другом обличье и в повести это – метафора трудного пути взросления, осознания себя как «Я». Но для подростков повести нет комплексов неполноценности по поводу самодостаточности, ибо воспитанные мокрецами, они уверены в себе, своих способностях, своём будущем.

Долгий путь повести к читателю объясним объективными социальными амплитудами, а её киноверсия, почти сорок лет ожидавшая воплощение, творческими исканиями сценаристов и режиссёра.

15 Мар 2024 в 09:36. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв