Просмотров 10

В сочинении наблюдается абсолютное тождество попадающей в самое сердце поэзии и её удивительного звукового воплощения, вылившегося из души композитора. Никакого намёка на аффектацию с помощью изобразительных средств музыки, акцент сделан на выразительность каждого элемента музыкального языка. Всё предельно просто и вместе с тем очень глубокомысленно. Второй куплет с обращением зажечь тысячи свечей в храмах повторяет первый, но на каждую слабую долю как удар попадает аккорд хора на staccato, вызывая тревогу своим неожиданным появлением. А третий динамизирован за счёт уплотнения оркестровой фактуры с выразительными контрапунктами низких струнных, усиления звучности от p до f и гармонической педали хора. Это наказ нашему поколению, которому «нести и память, и вину сквозь слёзы, пустоту, дым и пожары, сквозь кладбища, где каждый холм товарищ, сквозь боль, руины, шрамы чёрных сгарищ…».

После кульминации звучит вокализ крупными длительностями. Он начинается как во вступлении с терцового тона и протягивает к нему интонационную арку, а после небольшого просветления благодаря отклонению в тональность Fdur, напоминающего улыбку ребёнка, всё возвращается к репризному четвёртому куплету с молитвой «не возвращайте на Донбасс войну».

Сочинение М. Хохлова, бесспорно войдёт в песенную летопись России,  А. Александрова, «Бухенвальский набат» В. Мурадели, «Поклонимся великим тем годам» А. Пахмутовой, «День победы» Д. Тухманова.

История повторяется и сегодня как в Великую Отечественную войну появляются музыкальные хроники, подобные песням «Заветный камень» Б. Мокроусова о битве за Севастополь, «Мишка одессит» М. Табачникова, написанная спустя много лет после Сталинградской битвы «Горячий снег» А. Пахмутовой. Это песни о конкретных боях за освобождение городов и сёл Донбасса. Один из ярких примеров связан со сражениями за Волноваху. Освобождение этого города обеспечило закрытие украинских линий снабжения и начало осады Мариуполя. Над Волновахой водрузили российский флаг 12 марта, а 22 марта родилась песня, написанная участниками московской группы «Партизан FM» (FM – аббревиатура Фольк Мьюзик) во время гуманитарного конвоя на освобождённую территорию. Созданный десять лет тому назад ансамбль посвятил песню «Волноваха» бойцам 155-й отдельной гвардейской бригаде морской пехоты Тихоокеанского флота, а также всем доблестным воинам нашей Родины. Она сочинялась прямо во время дороги из Москвы в Донбасс поэтом Евгением Синицким и музыкантами группы Юрием Андроповым, Артёмом Лиман-Косачёвым, Владимиром Абрамчуком так, как когда-то рождались народные песни, не сохранившие имён их создателей.

«Волноваха», которая исполняется в сопровождении баяна, балалайки, гитары, сразу же подкупает своим бодрым, залихватским характером в духе молодецких солдатских песен, распеваемых бравыми ребятами. Она истинно народная, на что указывает куплетная форма с чёткой структурой периодов с равнодлительными предложениями по 4 такта. Это обусловлено исполнением солдатских песен с ритмом шага во время похода. Сюда же следует отнести переменный лад, естественное чередование amolla в C dura, подголосочную полифонию с уходом мелодии в средний голос вокального трехголосия, квартовые скачки, окончания фраз на половинных длительностях после остинатных восьмых.

15 Мар 2024 в 09:08. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв